В сельскохозяйственном производстве работают специалисты разных профессий: одни ведут бухгалтерский учет, другие занимаются экономикой, третьи отвечают за агрономию, четвертые - за ветеринарию и зоотехнию, а вот инженерная служба как-то всегда была менее заметной в этой разнообразной трудовой деревенской жизни. За последние годы словам «главный инженер хозяйства» обыватели стали придавать второстепенное значение, считая эту специальность не такой уж востребованной. В современных рыночных отношениях, экономя на должностях, многие хозяйственники ушли от таких специалистов, заменив их сами или механиками из «народа», занизив специальность инженера сельскохозяйственного производства. Но все же жизнь с ее техническим прогрессом заставляет нас вспомнить о квалифицированных инженерах, и вновь престиж таких специалистов стал значительно возрастать.
В этой заметке я хочу рассказать об одном из сельских инженеров, который был рожден социалистической системой государственного устройства, прошел стадии от слесаря, механизатора, завгара до главного инженера совхоза и в настоящее время трудится у ИП Кизерова инженером этого большого, многоотраслевого хозяйства. Трудовая биография Сергея Александровича Платонова началась в августе 1972 года. Нетрудно подсчитать, что в этом году он отмечает юбилей - сорокалетие со дня начала своей большой трудовой жизни. И действительно, за эти немалые годы С.А.Платонову пришлось испытать на себе все положительные и отрицательные стороны перестройки, происходившие в сельском хозяйстве. Начинал он работать слесарем в Омутинском межрайонном отделении сельхозтехники, затем, окончив Омский СХИ по специальности инженер-механик, вновь вернулся в родное предприятие, где работал старшим инженером. В 1987 году в порядке перевода Сергей Александрович устроился инженером-механиком на работу в совхоз «Окуневский». Так на этой земле и остался, пережив все формы собственности в реорганизации вышеназванного совхоза.
- За 25 лет, что я работаю на Окуневской земле, - говорит С.А.Платонов, - много чего произошло в сельском хозяйстве. Раньше была система распределения техники, агрегатов и запасных частей строго по фондам. До нас доводили разнарядки на получение комбайнов, тракторов и другой с/х техники, которую мы забирали с баз «Агроснаба» просто по доверенностям. Мы не знали, что такое предоплата, лизинг и импортная техника. Топливо, масла для автомобилей и тракторов также получали по фондам с нефтебазы по такой же схеме. В то время были большие проблемы с запасными частями, узлами и агрегатами для сельхозмашин, приходилось ездить по стране, выпрашивать или, как мы выражались, «выбивать», не за спасибо, конечно, необходимые нам дополнительные разнарядки на материально-технические ресурсы. Сейчас же время совсем другое. Купить можно практически все - были бы деньги, которых как раз хронически и не хватает. Кроме того, появилась еще одна беда - это низкое качество продаваемых запасных частей. Видимо, в погоне за прибылью производители экономят на высокопрочном металле и делают запчасти из «сырца», которые больше одного месяца не ходят и постоянно ломаются. Они на этом греют руки, а мы терпим большие убытки. Помню, была в прошлом году проблема и с качеством дизельного топлива, от применения которого не выдерживала топливная аппаратура, особенно зарубежных тракторов. Сейчас в продаже появилось много импортной техники, которая по качеству на несколько порядков выше отечественной. Приведу такой пример из последних моих сравнений работы наших трак- торов и американских. Есть у нас техника фирмы «NEW HOLLAND», которая уже около 5 лет работает, как часы. Наши же «Кировцы» за такой же промежуток времени неоднократно ремонтировались, да и в тяговой силе при одинаковой мощности, значительно уступают американским, хотя по ценам они практически равнозначны.
Такие рассуждения наводят на определенные мысли в выборе сельскохозяйственной техники. Решать это руководителям предприятий, но все же обидно, как говорится, «за державу», что на сегодняшний день специалисты имеют такое мнение о запасных частях, тракторах и комбайнах, выпускаемых нашей промышленностью.
Вернемся к хозяйственным делам и обязанностям инженеров, работающих в современном агропромышленном комплексе. Как бы жизнь не перестраивалась и не менялась, принцип работы сельского инженера имеет много схожего с прошедшим советским периодом. У Сергея Александровича в подчинении более 30 человек, есть помощник - бригадир А.А.Коровин. В коллективе инженерной службы помимо механизаторов и водителей имеются сварщики, кузнец, токарь, слесари по ремонту техники, отдельно в отрасли животноводства работают еще три слесаря по трудоемким процессам, которые следят за исправностью оборудования на фермах. Система всей их работы осуществляется по заявкам специалистов животноводства и растениеводства. В хозяйственном ведении С.А.Платонова находится 30 тракторов различных марок, 15 автомобилей, включая легковые, 6 зерноуборочных комбайнов, в том числе 4 - фирмы «NEW HOLLAND», 3 - кормоуборочных, в том числе 2 «Дон-680» и один фирмы «JAGUAR». Есть посевной канадский комплекс «Sel Ford», две германские сеялки фирмы «Amazone», множество почвообрабатывающей техники, самоходная косилка «MAG DON», импортный пресс для упаковки кормов в полимерные рукава, 3 зерносушилки и много всякого рода инженерных сетей и коммуникаций, которые тоже приходится обслуживать инженерной службе хозяйства. В принципе, и раньше все это техническое бремя лежало на плечах инженеров-механиков сельскохозяйственного производства, поэтому С.А.Платонову не приходится заново учиться этому делу. Единственное, что поменялось в современной профессии инженера, так это работа с высокопроизводительной импортной техникой, ее сервис-обслуживанием, подготовкой кадров и новыми технологиями обработки земли. Но опытному специалисту новые подходы в работе с зарубежной техникой не стали какой-либо проблемой. Как сказал глава крестьянского хозяйства В.Л.Кизеров: «Этот знающий, грамотный работник всегда идет в ногу со временем и старается решать все возложенные на него обязанности качественно и в срок. Поэтому такие инженеры- помощники, как Сергей Александрович, на сегодняшний день очень востребованы в современном агропромышленном комплексе и за ними - большое будущее».
Фото А. САУТИЕВА