Медиакарта
7:49 | 17 апреля 2021
Портал СМИ Тюменской области

Жить в мире с самим собой

Жить в мире с самим собой
08:22 | 10 июня 2010
Источник: Наша жизнь

«Чтобы я мог жить в мире с людьми, я прежде всего должен жить в мире с самим собой», – это выражение из произведения «Убить пересмешника» Харпер Ли стало любимым афоризмом и в какой-то степени жизненным девизом Ларисы Манавиевны Менщиковой, учителя Казанской средней школы. Правда, в школе все её называют Ларисой Михайловной.

Особенный, предъюбилейный

В этом году девятнадцатый традиционный областной конкурс профессионального мастерства учителей проходил под названием «Педагог Тюменской области – 2010». Но нынче конкурс был особенным, так как 2010 год объявлен Годом учителя. Кроме того, впервые в нашем регионе проводилось состязание педагогов нескольких ступеней образования. В нём участвовали не только учителя, но и воспитатели дошкольных учреждений, мастера производственного обучения.

В очный этап конкурса прошла Лариса Манавиевна Менщикова, учитель немецкого языка Казанской средней общеобразовательной школы. Но перед этим она участвовала в школьном и районном конкурсах и стала их безусловным победителем.

На областном конкурсе Л.М. Менщикова успешно справилась с заданиями первого тура, подготовив методический семинар, учебное занятие и классный час. В числе лучших конкурсантов (их было всего пять) она прошла во второй тур, где ей предстояло провести мастер-класс, родительское собраниие и участвовать в открытой дискуссии. Особенно сложным испытанием было последнее, которое проходило в форме коллективного обсуждения актуальных и значимых проблем. На нём присутствовали представители власти, общественности и журналисты Тюменской области. Они задавали вопросы, которые касались престижа профессии учителя, отношения к профессии и многого другого. Интересовало журналистов и мнение учителей по поводу сериала «Школа», который показал 1 канал. Конкурсная неделя для участников и болельщиков была очень напряжённой и волнительной. Все с нетерпением ждали результатов. Кульминационным моментом стала процедура награждения.

Л.М. Менщикова была признана победителем, её назвали лучшей и члены ученического жюри конкурса. Понравилась Лариса Манавиевна и журналистам. Ей был вручен приз от представителей средств массовой информации.

В номинации «Мастер производственного обучения – 2010» Казанский район представлял Алексей Владимирович Велижанских, преподаватель профессионального обучения № 55. Он вошёл в пятёрку сильнейших участников конкурса и получил приз студенческого жюри.

«Я люблю свою школу»

К немецкому языку я отношусь неоднозначно. Просто ещё в школе учителя не сумели привить мне и моим одноклассникам любовь к этому сложному предмету. А ведь это очень важно, когда учитель увлечён своим предметом, а не просто его преподаёт.

На уроках Ларисы Манавиевны мне удалось побывать только один раз. Это был открытый урок на районном конкурсе «Учитель года». Как правило, такие уроки готовятся в течение длительного времени. Учитель старается найти ту самую «изюминку», которая должна поразить жюри, детей, зрителей. Все сорок пять минут урока прошли словно одно мгновение. Лариса Манавиевна прекрасно владеем языком, свободно общается с детьми. Вокруг педагога создаётся особенная аура. И возникает единение, общность между учителем и учениками.

Преподавать Л.М. Менщикова начала 23 года назад сразу после окончания Тюменского государственного университета.

Мне повезло со школой, повезло с коллективом, – говорит Лариса Манавиевна. – Меня здесь очень хорошо приняли, поддерживали, помогали. Я люблю свою школу, и в другом коллективе себя не представляю.

В эссе «Моя педагогическая философия» она пишет: «В современном обществе востребованы такие качества личности, как инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения». Учительница уверена, что иностранный язык как учебный предмет способен внести важный вклад в воспитание творческой личности. И в этом помогает поэзия, изучение поэтических текстов. Работая над классическими стихотворениями, педагог старается подобрать лучшие художественные переводы. Зачем? Прежде всего, для того, чтобы дети обратили внимание, как точно переводчики отражают содержание стиха, его художественные образы, а также размер, эпитеты, метафоры, сравнения и другие художественные средства. После такой работы ребята пробуют сами выполнить поэтический перевод и понимают, как это непросто.

Работа над стихотворением для меня – это возможность организовать на уровне творческую деятельность, – поясняет учитель. – В выполнении творческих заданий могут участвовать учащиеся с разными способностями. Чувство равенства, атмосфера увлечённости, возможность раскрыть себя – всё это помогает создать на уроке положительный климат, благоприятный для учебной деятельности.

Немецкий язык сложен. И, что греха таить, не столь популярен, как английский. Поэтому задача учителя заключается ещё и в том, чтобы заинтересовать учащихся.

Своё увлечение стихами Лариса Манавиевна передала и детям. С каждым годом растёт количество учеников, принимающих участие в творческих конкурсах по немецкому языку на школьном, зональном, областном, всероссийском уровнях. Педагог и дети тесно сотрудничают с тюменской региональной организацией российских немцев «Возрождение – Лихт». В школе создан кружок «Любители немецкого языка». Ребята участвуют в подготовке и проведении немецких национальных праздников для российских немцев. Такие праздники уже проводились и на базе Казанской школы, и в городе Ишиме.

В прошлом учебном году мы побывали на празднике Эрнтеданкфест в городе Ишиме, провели в нашей школе праздник немецкой Пасхи с участием представителей центра немецкой культуры города Ишима, – рассказывает Лариса Манавиевна. – А в этом году участники кружка выступали на празднике Рождества в городе Ишиме. Самые активные ребята награждены грамотами и подарками от тюменской региональной организации российских немцев «Возрождение – Лихт».

Победы учителя и учеников

Прежде чем добиться хороших итогов в обучении ребят, Лариса Манавиевна сама много училась. Она окончила курсы для учителей немецкого языка в Германии, международные курсы для преподавателей немецкого языка по истории, культуре и религии (они проводились в академии образования и науки в городе Лейпциге) и защитила реферат на тему: «Нравственное воспитание как задача и возможность школы». Готовясь к областному конкурсу «Учитель года», училась на курсах в Тюменском областном государственном институте развития регионального образования (ТОГИРРО). Л.М. Менщикова является руководителем районного методического объединения учителей иностранного языка, районных тьюторских семинаров для учителей немецкого языка, членом районной экспертной группы по аттестации учителей иностранных языков. За активное участие во всех мероприятиях ей были вручены благодарственные письма ТОГИРРО.

Важным направлением в работе учителя является подготовка учащихся к школьным и районным олимпиадам по немецкому языку. С 2007 по 2009 годы Лариса Манавиевна подготовила трёх победителей, шесть призёров муниципального и одного участника зонального этапов всероссийской олимпиады школьников, призёра II этапа международной олимпиады Уральского федерального округа. В 2008 году ученики Ларисы Манавиевны приняли участие в областной конференции «Стеллеровские чтения». Яков Редикульцев занял 2 место в областном конкурсе сочинений «Немецкие корни в моей родословной», Мария Колесникова и Денис Серов награждены грамотами за участие в областном конкурсе рисунков «Моя Родина – Сибирь». В этом учебном году Яков Редикульцев стал финалистом всероссийского конкурса «Друзья немецкого языка», организованного международным центром немецкой культуры в номинации «Моя семья – моё богатство», а также участником конкурса презентаций «Мой любимый учитель» в рамках V областной молодёжной конференции «Немцы Тюменской области».

В прошлом учебном году ученики 8 класса прошли обучение в школе лидера в центре немецкой культуры города Ишима. Летом 2009 года учащиеся школы Светлана Белова и Александра Щинникова провели две недели в лингвистическом кемпинге. Там они отдыхали, занимались немецким языком с преподавателем центра и волонтёром из Германии.

Впечатления

Ещё девочкой Лариса увлеклась поэзией. Росла в обычной рабочей семье. Она вспоминает, что на каждый день рождения родители дарили им с сестрой книги. И среди этих книг не было ни одной случайной, лишней, ненужной. Лариса много читала. Среди её любимых авторов – Ахматова, Тушнова, Симонов…

На открытом уроке, который проводила в Тюмени на областном конкурсе, она говорила с учениками о лирике Генриха Гейне. Дети были подготовлены хорошо, и за это Лариса Манавиевна очень благодарна учителю немецкого языка. Ей было с ними легко и просто. Но больше всего Лариса Манавиевна любит проводить классные часы. Это даёт ей возможность лучше узнать каждого ребёнка в классе, помочь ему, если это необходимо.

Ребёнок нуждается в нашей любви больше всего именно тогда, когда он меньше всего её заслуживает, – так считает Лариса Манавиевна.

На классном часе, который она проводила с шестиклассниками, случилось непредвиденное. Обсуждали рассказ Валентины Осеевой «Бабка», говорили о ценностях жизни. И в конце урока один мальчик заплакал.

Я растерялась, – рассказывает Лариса Манавиевна. – Подумала, что своим занятием встревожила ранимую душу ребёнка. Оказалось, что он вспомнил своего дедушку, соскучился по нему, так как давно его не видел.

Л.М. Менщикова рассказывала мне о своих впечатлениях. И главным в её рассказе было чувство благодарности. Она считает, что без помощи коллег ей было бы сложно победить.

Я очень благодарна директору школы А.А. Хабиденову за его настойчивость (ведь именно Артур Александрович постоянно беседовал со мной, настаивал на участии в конкурсе и вселял в меня уверенность), завучам школы Е.В. Мардановой, Н.Л. Барановой, учителям Л.В. Кутырёвой, Д.В. Хорьякову, О.А. Собяниной, Н.Н. Барнёвой, С.В. Зубаревой, всему педагогическому коллективу школы. Мои коллеги готовы работать на чужой успех, всегда помогут и поддержат. Особая благодарность Галине Ивановне Смирновой из Огнёвской школы, ведь открытый урок на районном конкурсе я проводила с её детьми, и они мне очень понравились, – говорит Лариса Манавиевна.

Позади у Л.М. Менщиковой большая подготовительная работа, волнения. Когда объявили итоги конкурса, она даже растерялась, подумала, что это какая-то ошибка, что этого не может быть. И только потом пришло осмысление всего пережитого. И радость оттого, что не подвела родную школу и свой район.

Главным личным достижением в этом конкурсе Л.М. Менщикова считает приз ученического жюри.

Это самая высокая оценка моего труда, – говорит она.

С Ларисой Манавиевной мы говорили о многом. Но больше всего меня поразило то, что она не клялась в вечной любви к детям, как это делают другие. Но её искреннее к ним отношение, уважительное, не способное ранить, дети ценят. Вот поэтому всегда у педагога с учащимися полное взаимопонимание. Жизненный девиз Ларисы Манавиевны – жить в мире с самим собой и другими людьми – тому подтверждение.

Тамара НОСКОВА
Фото из архива Казанской школы