Медиакарта
18:32 | 20 апреля 2024
Портал СМИ Тюменской области

Уважение к человеку

10:23 | 28 августа 2012
Источник:

Уважение к человеку – один из главных признаков цивилизованного общества. Проявляется это во всём: от высот государственных до бытовых мелочей. И часто мелочи бытовые говорят об уважении к человеку больше, чем заявления и декларации политиков.

Кажется, не так давно, на самом же деле не менее десяти-пятнадцати лет назад, в городе появились автобусы из Германии. Там они, скорее всего, уже выработали свой ресурс, устарели и потому были проданы в Россию. Тогда вообще была мода на подержанные автомобили, которые потоком хлынули на наши просторы. Больше всего – легковых, немного – грузовиков, и достаточно много – городских автобусов. Некоторые из них ездят по маршрутам Тюмени до сих пор.

Когда заходишь в германский автобус, первое, что бросается в глаза: здесь всё сделано для удобства пассажиров. Очень много сидячих мест, сиденья широкие, отстоят друг от друга на достаточном расстоянии, так, что даже человек плотной комплекции может расположиться на них без особого труда. Проходы между рядами широкие. Когда жарко, есть возможность проветривать салон. Зимой в них тепло, хотя, казалось бы, где Германия, а где мы.

Полной противоположностью им можно назвать появившиеся чуть позднее весьма многочисленные маршрутки марки «Форд». Сиденья в салонах расположены так, что на них можно только присесть, ни о каком комфорте речи и не идёт. Сел – и будь счастлив, хоть ноги затекают и от тесноты дыхание спирает. Иначе придётся путешествовать зажатым со всех сторон в тесном проходе – на манер курицы, транспортируемой в числе себе подобных в клетке на бойню. Почему? Ответ прост: в маршрутках этих, в отличие от «Газелей», разрешено перевозить определённое количество пассажиров стоя, но считать их никто не считает, и водители, пользуясь моментом, трамбуют салоны по максимуму.

Сиденья в «Фордах» настолько узки, что кажется: они создавались для перевозки пигмеев и прочих малоразмерных людей, а уж никак не сегодняшних жителей сибирских городов, упитанных, рослых, дородных. Салон почти не проветривается, стёкла на окнах сплошные, и летом, в жару, транспортное средство напоминает душегубку.

Чуть позднее появились и маршрутки других марок, в них комфортнее, но, если признаться честно, сиденья в них по удобству едва-едва дотягивают до сидений архаичной тринадцатиместной «Газели», которую активно снимают с улиц города.

Шедевром пренебрежительного отношения к пассажиру видится микроавтобус «Хёндай», салоны которого комплектовались в Кузбассе. Примерно с годик назад появились они в городе – белоснежные, стремительные, радующие глаз. Но когда заходишь в это чудо машиностроения, настроение падает: сразу видно, что его покупали люди, которые сами в маршрутках не ездят. Сидений в нём столько же, сколько в обычной «Газели», он предназначен для перевозки людей стоя, «аки скот».

Пока можно сказать, что данное транспортное средство вполне приличной марки по небрежению к пассажиру занимает первую позицию. Есть, конечно, ещё активно закупаемые, по причине низкой цены, китайские автобусы – сумбурные, с весьма оригинальными салонами, не доведённые до ума ласточки автопрома Поднебесной, но по целеустремлённому наплевательскому отношению к человеку им до белоснежных «Хёндаев» далеко. Кажется, что кузбасские проектировщики, занимающиеся комплектацией их салонов, поставили себе задачу выказать пренебрежение к пассажиру по максимуму. Что ж? Это им удалось…

Естественно, что ни те, кто возглавляет город, ни те, кто руководит отраслью, ни члены их семей общественным транспортом не пользуются. Пользуются им простые тюменцы: бедные студенты, пенсионеры, рабочие, чей заработок не так далеко уполз от минималки, учителя, врачи – люди с достатком, не вызывающим оптимизма. Ежедневное перемещение на работу на личном автомобиле, если даже таковой имеется, – для них событие запредельное, да и в немалой степени затратное. Пешком – часто очень далеко, велосипед в нашем городе – средство передвижения экстремальное. Потому избежать регулярного общения с транспортом общественным они не могут. И, по большому счёту, автобусы, на которых они ездят, – для них лицо города. Порой – не самое приятное.

Познав пусть и в бэушном виде, но европейский уровень комфорта, пассажир с неохотой возвращается на круги своя – в отечественные шедевры автопрома, или, ещё того хуже, – в автобусы, сварганенные абы как, специально для перемещения россиян в качестве быдла. Регулярное общение с подобными транспортными средствами портит не только настроение на день, оно меняет не в лучшую сторону отношение к действительности.

Недаром говорят, лучшее – враг хорошего. Когда-то обычным делом была перевозка людей в кузовах грузовых автомобилей. И для человека, которому предстояло преодолеть некое расстояние пешком, ехать, пусть даже стоя, было хорошо. Но постепенно перевозкой людей стали заниматься машины со специально оборудованными для этого салонами. Пассажиры быстро привыкли к новым условиям, и перемещаться в кузове грузовика стало верхом безрассудства.

Но, оказывается, движение конструкторской мысли может идти не обязательно от хорошего к лучшему, возможны векторы и в обратном направлении – от хорошего к удовлетворительному, а то и просто к плохому. Ясно, что откровенный регресс не бывает просто так, он совмещён с прогрессом в другом: с минимальным количеством сидячих мест увеличивается общее количество перевозимых пассажиров, а значит, растёт и прибыль: у нас от того, что сидишь ты или стоишь, цена билета не меняется.

В такой автобус не хочется заходить даже тогда, когда он идёт пустым. Слишком явно в нём выказано пренебрежение к человеку с низким достатком. По сути, это транспортное средство для перевозки людей второго сорта, что-то среднее между автобусом и грузовиком. По нему видно, как относится городская власть к тем жителям Тюмени, которые не в состоянии выехать на своих автомобилях на улицы областной столицы.

Парадокс: агитируя за то, чтобы население передвигалось в пределах города на общественном транспорте по причине перегруженности автомагистралей, ежедневных пробок, парк автобусов и маршруток формируется таким образом, что человек, переживший в них поездку в час пик, ничего, кроме негативных эмоций и отвращения, не испытывает. Потому и садится он по утрам в личный автомобиль, где какой-никакой, а комфорт ему обеспечен.

Автор: Виктор ЗАХАРЧЕНКО