Я - школьный учитель математики. Назад в детство - таков мой жизненный
путь, который, верю в это, поможет стать достойным человеком, ведь от
меня будет зависеть судьба окружающих, судьба детей, а, значит, будущее.
Пока я в начале своего педагогического пути и понимаю, что нужно многое
узнать и многому научиться, прежде чем стану настоящим учителем. Пока же
я преодолеваю период проб и ошибок, и для меня - это время поиска,
раздумий, сомнений и открытий. Общаясь с учениками, я поняла, что лишь
небольшая часть школьников испытывает удовольствие при занятиях
математикой, поэтому я выделила принципы, на которых построены мои
отношения с детьми.
На любом уроке математики каждый ребёнок должен работать с увлечением.
Стараться, чтобы каждый ученик стремился получать новые результаты своей
работы. Необходимо воспитывать желание двигаться вперёд и не
останавливаться на достигнутом. Помогать ученикам проявлять свои лучшие
качества и создавать для них такие условия, которые побуждают работать
над собой.
Умение работать над собой, по моему глубокому убеждению, - залог любого
успеха. Человек, который сам себя воспитал, может лучше проявить свои
способности и добиться большего в жизни. Поэтому я стараюсь, чтобы
каждый ребёнок понял, что самовоспитание - это путь к более интересной и
насыщенной жизни.
Я часто беседую со своими учениками об этом, выношу на обсуждение на
ученических собраниях, школьных вечерах, встречах с интересными людьми.
Темы таких мероприятий очень разнообразны: "Что такое самовоспитание?",
"Как преодолевать свои недостатки?", "Методы самовоспитания", "Как
работали великие люди над собственным совершенствованием" и др.
Рекомендую учащимся вести дневники, в которых они могут фиксировать
личные недостатки и определять цели предстоящей работы по
самовоспитанию, рассказываю, что дневниковые записи вели многие великие
люди.
Считаю, что в наше время, когда быстрое старение информации вызывает
необходимость непрерывного пополнения знаний, большую роль играет
самостоятельная работа учащихся. Ученик, обладающий навыками
самостоятельной работы, активнее и глубже усваивает учебный материал,
оказывается лучше подготовленным к творческому труду, к самообразованию
и продолжению учёбы, а это очень важно для будущего выпускника. Работа с
учебником и справочной литературой, решение задач, работа с раздаточным
материалом, изготовление наглядных пособий, подготовка сообщений,
презентаций, работа с Интернет-ресурсами, - виды практической
деятельности, которые я применяю на уроках для воспитания в учениках
самостоятельности. При выборе конкретного метода самостоятельной работы
обязательно учитываю индивидуальные особенности учащихся. Стараюсь,
чтобы задания, предлагаемые для выполнения, вызывали у них интерес.
Особого внимания требует работа по самовоспитанию и
самосовершенствованию одарённых детей. Стихийно каждый такой ребенок
занимается самообучением. Он сам читает книги, сам решает более сложные
задачи, задает вопросы по интересующей его теме. Но переход от природной
склонности к сознательной позиции самообучения необходим одарённому
ребёнку в дальнейшем для более успешного профессионального становления.
Помочь же детям на пути самообучения и самосовершенствования может
только знающий педагог, никогда не останавливающийся на достигнутом.
Иначе нельзя, ведь самовоспитание выступает как важное средство развития
и личностного формирования учащихся только при условии, если учитель
обращает должное внимание на его организацию и в состоянии умело и
грамотно его направлять.
Считаю, что дети, научившись работать над собой, добьются в своей жизни
очень хороших результатов и будут всегда идти в ногу со временем, ведь
умение работать над собой - залог любого успеха.
Ирина БЕЛЬКОВИЧ,
Новотарманская школа.