Первый номер «Колхозного призыва» вышел в свет в октябре 1931 года. На страницах газеты отражается многолетняя история района: как работали и жили люди, какие моральные качества ставились во главу угла. Немало публикаций в разные годы мы посвятили созданию типографии и газеты, людям, которые стояли у истоков печатного дела в районе. Отыскиваем всё новые факты и события. По крупицам создаём более полную картину прошлого.
Сколько их, сотрудников газеты, ушло из-за стола редакции, из-за печатного станка на фронт! Вместо мужчин за тяжёлую ручную работу наборщиков и крутильщиков взялись женщины. В августе 1941 года ответственным редактором «Колхозного призыва» была назначена Ирина Андреевна Мазозолина. Почти всю войну несла она на своих плечах нелёгкую тяжесть – руководить не только газетой, а судьбами людей, которые вынуждены были не отходить от гранок и печатных станков даже ночами. К утру свежие новости из колхозов, сводки с фронта должны быть отпечатаны. Читаешь сейчас газеты военных лет – сколько патриотизма было в народе, сколько желания победить ненавистного врага! В мае 1943 года газета сообщает о начале весеннего сева: «Велико стремление работников социалистических полей посеять быстрее и лучше, вырастить богатый урожай – помочь этим Красной Армии быстрее переломить хребет фашистскому зверю». Наряду с передовиками производства жёстко отмечаются недостатки в работе – во многих колхозах плохо разворачиваются посевные работы. «Многие бригадиры не дают ежедневных индивидуальных заданий колхозникам, допускают работу скопом. Нет возможности выявить, кто же стахановец, а кто лодырь-бракодел».
Пока с колхозных полей поступали сводки в райком партии, пока они доходили до стола редактора – рабочий день заканчивался, а верстальщики и печатники терпеливо ждали, когда информация будет готова занять место на газетной полосе. Уже ночью при свете лампы крутильщица заводила печатный барабан и начинала печатать. Иногда засыпала под его монотонный скрип. Работа в газете – что на военном заводе, поэтому многие не выдерживали и уходили. Что стало с Ириной Мазозолиной – в газетных архивах по этому поводу нет ни слова.
В 1945 году ответственным редактором газеты был назначен Василий Петрович Казаринов. Он родился в Кировской области в многодетной семье, рано остался без отца и в 12 лет уже вынужден был помогать матери. Восемнадцатилетним ушёл добровольцем на Гражданскую войну. В Красной Армии вступил в партию. Когда война закончилась, Василий пошёл учиться – его направили в Московскую Высшую партийную школу. До войны Василий Петрович заведовал парткабинетом в райкоме партии, до июля 1941 года был вторым секретарём Голышмановского РК ВКП(б).
В годы Великой Отечественной войны он был призван на фронт, был политруком. В 1943 году уволен в запас по болезни. Его комиссовали, как он сам говорил, умирать. Но Казаринов на этот раз выстоял, более того, при его редакторстве окрепла материально-техническая база газеты. Было построено здание типографии. Её, наконец-то, переселили из универмага в отдельное помещение на улице Садовой. Неподалёку выстроили дом для сотрудников редакции.
В 1953 году Василий Петрович тяжело заболел. Сказались годы напряжённого труда. Обострилась астма, возможно, негативно на здоровье повлияла и типографская атмосфера – запах краски, свинец. Часто наборщики с удивлением отмечали, перед тем, как войти в типографию, повязывал редактор лицо платком-маской. «Чудит Василий Петрович!» Только родные люди – супруга Александра Фёдоровна, дочери Нина и Вера знали про жуткие приступы по ночам. Он боролся с болезнью долгие годы, но в феврале 1962 года его не стало. Казаринова в районе помнят ответственным и принципиальным руководителем, который любое новое дело старался доводить до логического завершения. До последних дней своей жизни он принимал участие в работе редакции.
По словам Веры Васильевны Худяковой, дочери Казаринова, отец был достаточно закрытым человеком. О своём прошлом, о родительской семье он рассказывал мало и односложно. В большом секрете держалось и то, что отец его супруги – Фёдор Важенин – ещё до революции работал в Тюменской жандармерии. Вера Васильевна вспоминает:
– У нас в соседях жила бабушка, а у неё часто гостил священник из села Голышманово. Иногда крестил втайне ребятишек. Мне тогда лет пять или шесть было, мама и меня решила окрестить. Это при том, что муж – редактор газеты, коммунист. Я на радостях отцу-то и выпалила эту новость.
Отец был в ярости, он не терпел лжи, сам был честен и требовал от других того же. Он любил свою супругу, дочерей. Берёг свою семью, как мог, девчонок учил на лучших примерах коммунистического времени. Однажды заставил дочерей прочитать все тома Ленина и Сталина. Но каким гнётом на нём лежали эти семейные тайны, которые могли открыться при первой же «чистке» партийных рядов.
Именно при Василии Петровиче Казаринове в типографии сложился постоянный и, можно сказать, квалифицированный коллектив печатников и наборщиков.
На снимке: Коллектив типографии в начале пятидесятых годов. В.П. Казаринов в первом ряду (в центре)