– Дмитрий Ефимович, какие направления современного образования вы считаете приоритетными?
– Сегодня чрезвычайно важным является вопрос об оценке качества образования. Для этого у нас появился новый инструмент – единый государственный экзамен, самый большой плюс которого заключается в том, что оценка качества знаний становится независимой. Детей обучают и оценивают разные учителя – во многих ведущих странах мира существует такая практика. Кроме того, единый госэкзамен даёт выпускникам реальную возможность поступать в ведущие вузы страны. ЕГЭ, несомненно, останется в наших школах, но этот инструмент ещё предстоит усовершенствовать.
– Каковы, на ваш взгляд, проблемы в системе образования и пути их решения?
– Мне как эксперту, продолжительное время работающему в системе образования, и как отцу двоих сыновей кажется, что одна из главных проблем – взаимодействие школы с родителями. В школу пришёл новый родитель, который больше, чем прежний, знает, чего хочет, и, главное, намерен активно влиять на происходящее. Школе следует перейти от традиционных родительских собраний к формам интерактивного взаимодействия, максимально использовать потенциал родительского сообщества.
– Чем бы вы посоветовали руководствоваться родителям при выборе педагога для ребёнка?
– В начальной школе нужно выбирать педагога, потому что для ребёнка очень важна позиция первого учителя. Здесь может помочь метод, который в народе называется «сарафанное радио», то есть побеседовать с родителями учеников. В средних и старших классах выбирать следует школу. Сейчас информация об образовательных учреждениях общедоступна: у каждой школы есть свой сайт, открыты результаты сравнения общеобразовательных учреждений по ЕГЭ.
– Каким вы видите современного учителя?
– Это учитель, который не останавливается на достигнутом, постоянно работает над повышением квалификации, занимается самообразованием. В современном, быстро изменяющемся мире невозможно вести уроки по планам десятилетней давности. Есть масса различных пособий, широкие возможности предоставляет Интернет. Только педагог, который совершенствуется и развивается сам, может научить детей учиться.
– Ваше отношение к внедрению стандартов второго поколения.
– Это весьма разумный шаг. Невозможно предсказать, каким будет наше общество через десять лет, когда сегодняшний первоклассник станет выпускником. Поэтому если раньше стандартом задавалась сумма знаний, которые должен получить школьник, то новые стандарты направлены на то, чтобы научить ребёнка учиться: самостоятельно добывать информацию, анализировать её, менять свою точку зрения, понимать, где можно найти аргументы для её обоснования. Таким образом, мы воспитаем человека, адаптированного к изменениям в обществе, который будет заниматься самообразованием на протяжении всей жизни.
– Вы изучали опыт европейских школ. Чем наша отечественная школа отличается от зарубежных?
– В России система государственного регулирования образования значительно выше, чем в европейских странах. Например, в Германии чрезвычайно важную роль играет то сообщество, которое живёт рядом со школой, основной уровень принятия решений приходится на органы местного самоуправления.
Ещё одно заметное отличие – взаимоотношения между учениками и учителем. В Европе они более прохладные, тогда как наши педагоги чаще говорят о вещах, связанных с любовью к детям. С моей точки зрения, путь европейских школ более разумен: учитель – это, в первую очередь, профессионал, а не человек, который пусть и любит детей, но не может их научить.
– Какую роль в образовании играют средства массовой информации?
– Я убеждён, что современная система образования должна активнее привлекать СМИ к рассказу о положительных и интересных вещах, которые происходят в школе: проводить яркие, запоминающиеся мероприятия и приглашать на них представителей прессы и телевидения. К сожалению, тот образ современной школы, который формируется в последнее время, не слишком привлекателен.
_– На ваш взгляд, почему сейчас происходит бюрократизация школы, учителя буквально завалены отчётами? _
– Это вопрос организации эффективной работы системы госорганов. Выходом может стать создание единой базы данных, из которой любой чиновник способен сформировать нужный отчёт, что позволит разгрузить школы от лишней бумажной работы. На федеральном уровне следует зафиксировать конкретный объём отчётности, требуемой со школ, а на региональном – сделать так, чтобы эту отчётность было удобно сдать.
– Какие образовательные проекты реализуются в вашем журнале, и можем ли мы в ближайшее время ожидать публикации об успешном опыте директоров ишимских школ?
– Наша издательская фирма занимается выпуском профессиональных журналов для руководителей образовательных учреждений. Самый известный из них – «Директор школы», который выходит уже более 18 лет. Все журналы выполняют одну роль – профессиональных экспертов и советчиков. Мы оказываем консультационную помощь, организуем работу по повышению квалификации, публикуем успешный опыт директоров школ из разных регионов России.
Кроме того, нами учреждён ежегодный всероссийский конкурс «Директор школы», в 2012 году в нём приняли участие и два руководителя средних школ из Ишима. Итоги будут подведены в октябре, лучшие работы опубликованы в журнале «Директор школы». Я призываю тех директоров образовательных учреждений, кто ещё не участвовал в конкурсе, принять в нём участие, поделиться своим опытом с педагогическим сообществом страны.
Марина СЕРГЕЕВА.
Фото Василия Баранова.