Июль – самая горячая пора для деревни. Для тех, кто живёт извечным крестьянским трудом – землей да скотиной. Как вот эти два друга (на снимке) – Николай Васильевич Вереюхин и Александр Николаевич Шешуков. Первый проживает в деревне Бушминой, второй - в соседней с ней Полиной. А скрепляет их дружбу многое. Когда-то, в пору учёбы в Птицкой средней школе, сидели за одной партой. Не разлей вода были в играх. И за шесть интернатских лет съели вместе «пуд» соли. Затем вместе работали на совхозных полях на своих тракторах-трудягах. И сейчас бы ещё работали, если б то хозяйство осталось, как остался, скажем, «Желнинский». Спорно, чья тут вина и где корень проблемы, но пока во всём Птицком поселении ни единого клинышка, где бы спела пшеница или прочие зерновые. Нынче пашутся здесь лишь одни огороды. А невольные «единоличники», которые так и не стали – вопреки реформаторским прогнозам – фермерами, ищут способ, как выжить.
Вереюхин и Шешуков этот способ, кажется, нашли. Объединив свои силы и технику, летом они занимаются производством кормов, а зимой – пилорамой.
Их земельные паи – возле Юртовки. По соседству друг с другом. Специально так выбирали, чтоб удобней работать. Травостой тут всегда хороший. Так что даже при нынешней засухе есть надежда на то, что скотина будет с кормами. И будет что пустить в реализацию. Покупательский круг известен, он сложился уже давненько. И на качество сена никогда нареканий не было.
Свой доход дает и скотина.
У Вереюхиных на подворье семь голов крупнорогатых, в том числе две коровы, а также свиноматка, поросята, прочая живность.
У Шешуковых тоже две коровы и молодняк. Свиньи, овцы, козы, птица домашняя – утки, куры-несушки, бройлеры, цесарки.
Домом ведают женщины. Елена Сергеевна Вереюхина по профессии воспитатель детского сада. Работала учителем в Бушминской начальной школе, пока не начались сокращения. А потом, за малым количеством детей, школу вовсе закрыли. Но ей, бывшему педагогу, ещё всё-таки повезло. Нашлась работа в сельской администрации. Должность её - специалист по воинскому учёту. Причём очень удобная: три дня в неделю (по частичной оплате). А четыре можешь «пластаться» на своём подсобном хозяйстве. Где один огород – не охватишь сразу глазами.
Трудовой, а следовательно, бытовой режим деревенским хозяевам задают скотина да поле, да вот эти самые огороды. «Хлев», как подметил довольно точно известный писатель-публицист И. Васильев, диктует режим «избе». Встань с петухами, напои, накорми, подои, прибери. А потом – другая работа: в огороде, в саду, ведь почти у всех на участках нынче всякие ягоды и фруктовые деревца. Естественно, что всё это требует немалого внимания и забот. Но и прибыль несёт солидную. Особенно – «молочка». Молоко, сметана, творог – нынче эти продукты нарасхват не только в райцентре, но и даже в деревнях, и конкретно в их Бушминой, где коров уже единицы.
Точно так же и в Полиной.
Мария Александровна Мингалева, мама Александра Шешукова и ещё троих взрослых детей и бабушка многочисленных внуков, когда-то торговала в сельповском магазине, который считался по району одним из лучших. По товарообороту и выручке. За прилавком всегда стояла в белоснежном халате.
Такой же «аккуратисткой» осталась и до старости. В свои 70 с лишним лет ещё выглядит крепкой, миловидной, осанистой. Простенькое сатиновое платье на фигуре сидит как влитое. Вот такой мы её увидели.
А какой порядок везде!.. Провела нас по всей усадьбе, показала цветник и ягодники, овощные «грядищи» (а иначе не скажешь, ибо здесь всё с большим размахом). Огурцы, помидоры – это всё давно в рационе, в свежем виде, досыта. Поделилась и такой радостью – наконец-то, мол, появилась возможность взяться за ремонт дома. Пока же поставили летнюю кухню, провели туда воду, установили современную душевую кабину. Обновили все хозпостройки, что идут в один ряд, как всегда это было на крестьянских усадьбах. Теперь на очереди – жильё.
Очень хотелось Марии Александровне «отпотчевать» газетчиков. Да и мы бы не прочь, признаться, посидеть за таким столом, где своя сметана и ягоды, но не то это время было: торопились на луг. Туда же спешил Александр Николаевич, приезжавший домой за машинным маслом, поскольку его вдруг погнало сверх нормы в механизме косилки.
За отцом на покос увязался и семилетний сын Данила. Пришлось маме Наташе согласиться и отпустить. Тем более что и матери мальчуган от души помог поутру. Собирали вместе малину и набрали ведро. Одно плохо, что у Данилы нет в деревне друзей-мальчишек, только девочки-одногодки. Две – Дашутка и Злата. Школы тоже в Полиной нет. Все во Птицы ездят автобусом.
Но во всём остальном парню здорово повезло. У него есть надёжный дом и внушительное поместье. Он приучен будет к работе. И ни кем-нибудь, а отцом. Отцовские уроки, как известно, для мальчишек самые крепкие. И они – на всю жизнь.
А в семье Вереюхиных сыновья уже взрослые. Старший нынче окончил педакадемию. Младшему остается один учебный год до аттестата зрелости. Оба парня – помощники в любом деле отцу и матери. Прошлым летом, к примеру, были заняты на ремонте дома. Нынче этот ремонт продолжится. И покос без них не обходится, там их крепкие руки тоже очень и очень кстати.
Любовь БАКАНИНА
Фото Зиннура Чанбаева