Медиакарта
6:07 | 11 января 2025
Портал СМИ Тюменской области

«Учителями славится Россия, ученики приносят славу ей»

«Учителями славится Россия, ученики приносят славу ей»
09:28 | 05 сентября 2012

Знакомлюсь с выставкой работ художника Владимира Фёдоровича Ерошкина в районном музее «Легенды седого Иртыша». Перехожу от экспоната к экспонату, поражаюсь разнообразию тем, материала, техники.

Здесь и древнерусское искусство, что меня как учителя истории особенно привлекает, сельские и городские пейзажи, портреты, книжная графика. Но при всей многоплановости четко просматривается собственный почерк художника-графика.

Настоятельно рекомендую посетить выставку учителям изобразительного искусства и МХК: богатейший наглядный материал при изучении темы «Виды изобразительного искусства, графика».

Читаю заслуги, звания Владимира Фёдоровича: член союза художников России, Международной ассоциации изобразительных искусств, член Российской Академии естественных наук, заслуженный деятель искусств, профессор, доктор наук, кавалер ордена «За пользу Отечеству». Его имя внесено во «Всемирную энциклопедию художников».

И меня переполняет чувство гордости за нашу родную Уватскую школу, ее педколлектив. Ведь именно здесь под влиянием учителей Владимир Ерошкин сформировался как личность.

В мир знаний его вели Зоя Варнаевна Захарова - учитель русского языка и литературы, Екатерина Ивановна Фомина - учитель математики, Зоя Прокопьевна Тураева - учитель географии, Александр Иванович Казанцев - учитель физики, Муза Николаевна Крючихина - учитель химии, Зинаида Петровна Казанцева - учитель иностранного языка, Виктор Данилович Слинкин - учитель физкультуры.

Я преподавала Володе историю и обществознание, и он мне запомнился как личность неординарная. Юноша много читал и на все исторические события и личности имел свой собственный взгляд, а на политические события - своё мнение. По его инициативе на моих уроках развертывались интересные дискуссии.

Я, как человек государственный, излагала общепринятую точку зрения на общественные и исторические события, а он с ней зачастую не соглашался. Зная его критический склад ума, способность к размышлениям, я подбирала тему для спора. И была ему очень благодарна, так как наша полемика активизировала класс, ученики уже не пассивно внимали учителю, а включались в дискуссию: одни поддерживали мою позицию, другие - Володину. Нам нередко не хватало времени на уроке, чтобы прийти к общему мнению, но я была в этом классе и классным руководителем, поэтому спор переносился на классные часы и политинформации. Дети бежали в библиотеки, читали дополнительную литературу, я тоже, что в конечном итоге способствовало лучшему усвоению изучаемого материала, развитию речи, умению отстаивать свою точку зрения и успешной сдаче экзаменов.

Творческие способности проявились у Володи рано, уже в школьные годы. Он писал стихи и активно сотрудничал с районной газетой «Коммуна», на страницах которой печатался под псевдонимом В. Дик. У меня сохранились стихи, которые он посвящал мне как учителю и классному руководителю.

Володя, конечно же, уже и в школе хорошо рисовал и был бессменным членом классной редколлегии. В те годы каждый класс выпускал свою стенгазету. Эстетическое оформление, дружеские шаржи, шутливые карикатуры на злобу дня делали стенгазету интересной и действенной, в чем была большая заслуга Володи. И еще одно поручение было у него постоянным - оформление классной праздничной колонны. В 60-е годы традиционно дважды в год, на 7 ноября и 1 мая, в райцентре проводились праздничные демонстрации. Каждый трудовой коллектив представлял свою колонну. Школьная колонна была самой многочисленной и нарядной.

Чтобы достичь этого, задолго до праздника объявлялся внутришкольный конкурс на лучшее оформление классной колонны. Ценились злободневность, творчество, коллективизм. Помнится, в тот год подготовка к празднику совпала с историческим событием - выходом космонавта Леонова в открытый космос. И мы решили отразить это в оформлении колонны.

На большой подрамник натянули окрашенную в ярко-голубой цвет марлю, на этом фоне наклеили ярко-красный силуэт ракеты, от нее шла белая нить, соединяющая ракету с космонавтом. Получилось нарядно и актуально. Рисовал, конечно, Володя, но работы хватило всем: кто-то изготовлял рамку, кто-то сшивал и красил марлю, раскрашивал силуэты ракеты и космонавта. Это был коллективный труд, и весь класс ликовал, когда нам было присвоено первое место в конкурсе.

Я думаю, большое влияние на формирование Володи как успешной личности оказала семья. Его родители были скромные труженики: отец - рабочий райпотребсоюза, мать - няня в детском саду, жили дружно, много читали, проявляли большую заинтересованность учебой и жизнью сына. Как сейчас помню, на родительское классное собрание они всегда приходили вдвоем задолго до его начала, садились на заднюю парту, брали классный журнал, тетрадь поурочных замечаний, изучали оценки, записи, что-то записывали.

На родительское собрание я обычно приглашала работающих в классе учителей, они внимательно их расспрашивали: как учится, как относится к занятиям, как ведет себя в коллективе их сын. Дома, думаю, проводилась соответственная воспитательная работа, и мальчик, обычно активный и непоседливый, заметно подтягивался.

В классе Володю любили за веселый нрав, доброту, общительность, ответственное отношение ко всем классным делам. Класс наш был дружным, активным, и я просто не помню ни одного классного или общешкольного мероприятия, в котором не принимал бы участия Володя.

Ответственно относился и к дружбе. В классе он как-то больше общался с Мишей Ушаровым, но настоящим его другом с детских лет был Коля Поспелов (ныне известен как Николай Филиппович), с которым они жили по соседству. Они и в школе, и дома были неразлучны, и в институт поступали вместе. Еще мне нравилась его твердость в достижении поставленной цели: сказал - сделал, что-то наметил - выполнил. Думаю, эта воля и целеустремленность помогли ему в жизни. Еще в детстве он решил посвятить себя искусству и упорно шел к намеченной цели.

После окончания школы в 1966 году, он не метался от одного учебного заведения к другому, а сразу подал документы в Омский государственный педагогический институт, на художественный графический факультет. Поступил не сразу, а только с третьего захода, но своей мечте не изменил и цели добился.

Закончив в 1973 году институт, работал преподавателем изобразительного искусства в Омском технологическом техникуме, затем в Омском технологическом институте. Много рисует, творит, учит студентов, т. е. мы сейчас коллеги, и хотя в званиях ученик далеко обогнал своего учителя, на душе у меня светло и радостно: это он, мой ученик, принес славу родной школе.

И в этом смысле очень верно сказал наш губернатор В.В. Якушев: «Учитель не просто дает знания, он направляет в выборе профессии, формирует жизненные идеалы, а по большому счету и судьбы своих учеников».

Автор: Д. МАСЛЕЕВА