На августовской педагогической конференции накануне нового учебного года педагоги района говорили о том, что современное образование должно быть не только доступным, но и психологически комфортным, предоставлять равные возможности развития для каждого ребенка. Девять секций вели свою работу в форме тематических лабораторий, круглых столов, семинаров-практикумов, методических объединений.
Обмен опытом
В методической выставке «Первые шаги работы по федеральным государственным образовательным стандартам начального общего образования» приняли участие 15 школ района. Педагоги могли поделиться опытом, обменяться методическими наработками – материалы были представлены не только в бумажном, но и электронном варианте.
– Мы предлагаем к рассмотрению календарно-тематическое планирование с разработанными программами, примеры внеурочной деятельности, мониторинг интеллектуальных достижений обучающихся, творческие работы, – рассказывает И.В. Скареднова, представляющая школу №2.
Интересно, что теперь в начале школьного пути каждый первоклассник готовит собственное портфолио, которое он будет вести на протяжении всего процесса обучения. В этой «копилке» он рассказывает о себе, своих предпочтениях, интеллектуальных и творческих наклонностях и достижениях.
Здоровье – залог успеха
По-прежнему ведётся контроль за здоровьем учащихся. Руководитель секции С.А. Иванова, методист Отдела образования, подвела итоги реализации программы «Здоровье» в прошедшем году, отметив проблемные моменты:
– Увеличилось количество детей с нарушением осанки – на 23,1 процента и органов зрения на 19,8 процента. Анализ ситуации говорит о недостаточной профилактике нарушений зрения во время учебной деятельности при работе с компьютером. Выявлены нарушения в части дозирования учебной и внеучебной нагрузки. В четырех образовательных учреждениях уровень здоровья ниже среднерайонного показателя. О том, что здоровье учителя становится профессионально важным качеством, говорила в своем докладе Н.А. Брылина, учитель Боровлянской школы. Два года назад школа одержала победу в районном конкурсе программ по здоровьесбережению учителя. Здесь активному отдыху педагогов уделяется особое внимание: всем коллективом ездят на экскурсии в ближайшие города, отдыхают на природе. Такие мероприятия также способствуют сплочению коллектива. Стабильно уделяется внимание организации здоровьесбережения в школе №2, Медведевской, Среднечирковской и Гладиловской. И всё же продолжает оставаться высоким уровень нервно-психического напряжения учителей, не происходит сокращение количества дней по больничным листам.
Были отмечены и положительные итоги работы за год. Во всех образовательных учреждениях используется разноростовая мебель. В нормативное состояние приводятся пищеблоки: везде поставлены вытяжки и холодильное оборудование, организовано горячее питание. Введен третий час физкультуры, школы оснащены спортивным и тренажерным оборудованием.
Работа с особенными детьми
По данным Отдела образования, в прошедшем году в учебных учреждениях района обучался 241 ребенок с ограниченными возможностями здоровья, из них 74 – ребенка-инвалида. 62 школьника обучались в специальной коррекционной школе, 179 – в общеобразовательных учреждениях района. На дому по специальным программам обучался 21 ребенок. Для создания условий обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в школах при капитальных ремонтах в смету включается обустройство пандусов и поручней, сегодня таких учреждений семь. Особое внимание должно уделяться и организации уроков для таких детей. Необходимо создание групп коррекции в школах, курсовая подготовка специалистов. Практически отсутствует в школах служба сопровождения здоровьесбережения: психологи и медицинские работники.
Впервые на конференции была выделена в отдельную секцию тема по выявлению и подготовке одаренных детей. В течение года в районе работали три стажировочные площадки на базе Гладиловской, Ламенской и школы №2. Участники секции поделились опытом подготовки учеников к олимпиадам, организации работы школьных научных сообществ, кружков, индивидуальной исследовательской деятельности с детьми. Продолжает свою работу районная программа «Одаренные дети». В базе данных в 2012 году насчитывалось 406 талантливых и одаренных учащихся.
Школа ждёт молодых
В новом учебном году школы района пополнились 16 молодыми учителями. Проблема кадров в современной школе существует на протяжении десятков лет. Об этом говорят и статистические данные: средний возраст педагогов – 42 года, работников дошкольных учреждений – 39 лет. Только 78 процентов от числа прибывших в район выпускников остаются работать в школе. Чтобы помочь молодым учителям адаптироваться в новом коллективе в сельских школах, распространена система наставничества. Для повышения мастерства учителей в районе работают педагогические мастерские, школа передового педагогического опыта, проводятся различные конкурсы, педагогические недели, ярмарки, фестивали. В 2010 году был создан клуб молодых педагогов, в совет которого входят одиннадцать учителей образовательных учреждений со всего района.
Руководитель секции, председатель РК Профсоюза работников образования С.В. Никитина, на заседании клуба молодых педагогов рассказала прибывшим специалистам об их трудовых и социальных гарантиях. В районе решается вопрос по обеспечению молодых педагогов жильём. В Гладилово трём новым учителям выделены съемные квартиры, семейной паре учителей из Боровлянки приобретен дом. Специалист администрации Н.В. Сидорова рассказала о государственных программах по строительству жилья. К сожалению, не все меры социальной поддержки, действующие в городах, дошли до сел. Не действуют у нас повсеместно ипотечное кредитование учителей в возрасте до 35 лет, найм жилья. Решается вопрос о возобновлении выплаты подъемных молодым педагогам. Региональная программа, согласно которой педагог, проработавший в сфере образования десять лет, имеет право на получение единовременной выплаты в размере 400 тысяч рублей на приобретение жилья, действует только в Тюмени, Тобольске, Заводоуковске, Ишиме. Но педагоги надеются, что дойдёт очередь и до сельских районов.
Обучение по стандартам
– Новые образовательные стандарты не ворвутся в учреждения одномоментно, это будет плавный переход, – сказала в своем выступлении Л.А. Дюкова, методист отдела образования.
Пока на обучение по федеральным стандартам перешли первые классы, в этом году работа продолжится во вторых. Но уже сейчас проводится курсовая подготовка всех педагогов, вне зависимости от того, в каком звене они преподают. В связи с этим должна меняться и методическая работа в образовательных учреждениях.
– Многие родители до сих пор не осознают необходимость введения новых стандартов, – отметила в своем выступлении В.В. Земцова, учитель начальных классов Голышмановской школы №1. – Для того, чтобы у них была возможность познакомиться с новыми стандартами, понять, как теперь будут учить их детей, они могут присутствовать на уроках, по желанию выбирать для ребенка дополнительные предметы.
Для апробации образовательных стандартов в среднем звене в этом году в районе работали две пилотные площадки: в школе №1 и Евсинской. Но при предъявлении новых требований к образовательному процессу, занятия по-прежнему проводятся по учебникам старой программы.
К работе по новым образовательным стандартам готовятся и дошкольные учреждения. На базе детского сада №5 «Родничок» была создана пилотная площадка по апробации комплексной региональной программы.
Атмосфера праздника
Педагогическая конференция – это не только день плодотворной работы, но и праздник для всех собравшихся. В завершение пленарного заседания прошло награждение. Почетные грамоты Министерства образования и науки РФ торжественно вручили депутат Тюменской областной Думы В.А. Рейн и представитель Департамента образования и науки Н.А. Лебедева. Заслуженные награды получили Е.И. Горячева, Н.В. Земцова, Г.В. Педченко, О.Я. Новикова, Г.В. Гончарова, Н.В. Агафонова, Н.А. Лазеева, Л.Ю. Крукова. Также были вручены Почетные грамоты Администрации района, Благодарности Главы района, грамоты и благодарности Отдела образования. Порадовали учителей концертными номерами.
– Праздничное настроение создалось с самого утра, когда нас встречал духовой оркестр, – сказала В.Ф. Мелкозерова, директор Боровлянской школы. – Приятно, что организаторы смогли создать атмосферу, впечатления остались очень хорошие, добрые, чистые. Думаю, что каждый сегодня получил заряд сил и энергии на целый год.
Все, что обсуждалось на конференции – это лишь методы и способы на пути к достижению главной цели – вырастить человека новой формации, человека успешного.
Фото Виталия Ракова