Медиакарта
12:12 | 29 марта 2024
Портал СМИ Тюменской области

«Необучаемых» детей не бывает

«Необучаемых» детей не бывает
10:49 | 06 сентября 2012
Источник:

День знаний стал особенным для ребят из специализированной коррекционной школы №3 поселка Голышманово. Первого сентября они пришли в обновлённое здание. Создание комфортных условий для «особых» детей обошлось областному бюджету в семнадцать миллионов рублей. А всего на капитальный ремонт школ району нынче выделили тридцать миллионов.

Старшее поколение помнит, что в этом здании на улице Садовой когда-то был детский сад, потом разместилась школа-интернат. Тридцать один год назад здесь открылась коррекционная школа.

–Точно не знаем, когда построено здание. По пустотам в стенах, которые обнаруживали строители, проемам в неожиданных местах стало ясно, что когда-то было в нем печное отопление. В общем, от старого здания оставили только стены, и те кое-где разваливались, приходилось выкладывать заново перегородки между некоторыми классами. И мне по весне с трудом верилось, что к учебному году подрядчики успеют выполнить весь объем работ, – призналась Наталья Воронова, директор Голышмановской коррекционной школы №3. – Благодарна специалистам местных строительных организаций – производственного кооператива «Прогресс» и ООО «Заря» – за индивидуальный подход к ремонту нашей школы, за понимание и помощь. Ведь строители выполняли часть работ, сметой не предусмотренных.

На торжественной линейке Наталья Владимировна вручила благодарственные письма школы и главы района. Зная, что в этом здании будут учиться дети, которым требуется особое внимание, они старались сделать помещение теплым и уютным, удобным и доступным для каждого ребенка. Поздравив коллектив школы с новосельем, строители подарили акустическую систему с беспроводными микрофонами. Пусть все мероприятия в этой школе станут отныне яркими и громкими!

Вредная старушка Шапокляк (с этой ролью успешно справилась воспитанница школы) откровенно провоцировала нарядных ребят на плохие оценки и некрасивые поступки. Но ученики только посмеялись над ней. Летом многие из них не сидели сложа руки. Поэтому тем, кто окончил курсы компьютерной грамотности в рамках областной программы «Расширяя горизонты», на линейке торжественно вручили сертификаты.

Когда все ребята (а их нынче 54) разошлись по классам, мы продолжили экскурсию по школе. Наше внимание привлек малочисленный нулевой класс. Во-первых, потому, что в обычных школах его нет. Во-вторых, все четверо ребят очень разного роста, возраста и настроения: один по-детски открыто радуется всему происходящему, другой по-взрослому насупил брови. Задача педагогов – найти индивидуальный подход к каждому, помочь родителям в обучении и воспитании.

– Раньше детям с тяжелыми диагнозами присваивали статус необучаемых, и те сидели дома или болтались по улицам, сами себе предоставленные. Потом взрослые вспомнили, что у нас все имеют право на образование, и признали: необучаемых детей нет. Тогда и появился в нашей школе нулевой класс, в котором ребята занимаются до 18 лет. В нем три-пять учеников, для каждого разработана своя программа обучения, – объяснил директор.

Учебный год начался и для Галины Ивановны Осинцевой, она везде и всюду сопровождает свою девятилетнюю внучку Анису, которой в силу особенностей заболевания трудно учиться даже в коррекционной школе.

– Ребенок с таким непростым диагнозом пришел в нашу школу впервые, у нас не было подобного опыта. Аниса боялась детей, учителей, пряталась, плакала, – вспоминает Наталья Васильевна. – К весне девочка стала высказывать мысли на своем языке, и мы научились понимать ее. Постепенно вступала в контакт с другими детьми, стала активной, теперь стараемся задействовать Анису в культурных мероприятиях.

В праздничный день девочка и не помышляла избегать фотокамер.

– Вначале Аниса уставала, и нам предложили приходить к третьему уроку. Вскоре поняли: для нас этого мало. С той поры идем в школу утром вместе со всеми детьми. Нынешним летом, возвращаясь из магазина домой, она потянула меня за руку к школе. И я поняла, какую радость доставляет ей общение с учителями! За два года занятий в школе внучка многому научилась, с удовольствием занимается с логопедом Дмитрием Алексеевичем Веретенниковым, многих ребят знает и называет по имени. Не ходим в школу мы только в самые большие морозы, – рассказывает бабушка. – Обычно Аниса бежит впереди, чтобы показывать мне дорогу. Научилась ориентироваться в нашем микрорайоне. Анисе нравится в школе, она иногда произносит уже целые фразы.

Еще на линейке я приметила мальчика, который стоял рядом с Анисой и с любопытством смотрел на все происходящее. Теперь я увидела их за одной партой в нулевом классе.

– Я занималась с Кириллом на дому, делала упор на развитие навыков самообслуживания. А теперь он ловко управляется с компьютером и вообще радуется каждому приходу в школу! – поделилась наблюдениями Надежда Кудина, которая проработала в коррекционной школе 23 года.

Дважды в неделю Кирилл приходит в класс и садится за первую парту. Задача педагогов – научить его и других ребятишек ориентироваться в обществе и пространстве.

В выпускном девятом классе нынче одни парни. Вадим Николаевич Русаков – их классный руководитель. 25 лет он проработал в этой школе, владеет всеми приемами воспитания, учит мальчишек столярному и слесарному делу. В прошлом году в мастерской установили новые станки, верстаки. Теперь в школу привезли новую мебель, и ребята под руководством учителя взялись за сборку.

Большая часть выпускников школы № 3 поступает в местный агропедагогический колледж, парни осваивают профессию тракториста-машиниста, девушки – повара и швеи.

– Наших ребят хвалят, потому что приходят в училище подготовленными к труду, – заметила Наталья Воронова, открывая двери швейной мастерской. – Нередко к нам заглядывают бывшие ученицы и их мамы, благодарят за то, что девушки хоть и не стали швеями, зато без проблем изладят для семьи все, что потребуется.

И по части кулинарии тоже доки. Хотя Надежда Кудрина признала: «пищевых» уроков в расписании было явно недостаточно.

– В этом году сделаем упор на то, чтобы всех детей научить готовить, – заверила она. – В кабинете появятся микроволновая печь и электрочайники, Эти навыки актуальны для школьников, если учесть, что некоторые дети живут в семьях, где мамы и папы не всегда поза-ботятся вовремя приготовить обед.

В школьных кружках педагоги стараются выявить успешность ребенка в том или ином направлении. Что очень важно.

А еще важно, что в реконструированном здании установили поручни вдоль всех стен, в туалетных комнатах. Это большой шаг в создании безбарьерной среды для «особых» детей, нуждающихся в особом внимании и поддержке.


Координатор проекта Елена КОШКАРОВА. Тел. 22-73-93.

Автор: Галина БУРОВЦЕВА /фото автора/