За несколько дней до первого сентября учителя и научные работники, ветераны педагогического труда и общественники, родители и представители власти в очередной раз собрались на августовские конференции работников системы образования, состоявшиеся как в городе, так и в районе. В рамках мероприятий в школах работали секционные площадки, проводились круглые столы, ярмарки технологий и пленарные заседания. Всего в конференциях приняло участие свыше 260 городских педагогов и более 380 специалистов сферы образования Ишимского района.
Современные дети отличаются от детей поколения 90-х, не говоря уже о 80-х и 70-х годах. Фактически они живут в другой стране, в другом обществе. Многие из них не знают, кем был Ленин и когда случилась первая русская революция, но готовы живо дискутировать о митингах на Болотной площади и принятии новых законов. Мы не знаем, с кем они общаются в социальных сетях по вечерам, а они не всегда могут понять нас. Но, как рассказал почётный гость городской конференции кандидат педагогических наук, главный редактор «Журнала руководителя управления образованием» Дмитрий Фишбейн, это совершенно нормально. Однако школа для таких детей тоже должна быть иной. Сегодня главная задача учителя – создать ребёнку условия для самореализации, заинтересовать его в получении знаний. Чтобы это получилось, учитель должен быть увлечённым, а главное – способным идти в ногу со временем, готовым меняться вместе со своими учениками. Именно поэтому названия конференций оказались созвучны – «Обеспечение социального благополучия, развития и успешности каждого ребёнка как предмет педагогической деятельности».
Пленарному заседанию традиционно предшествовала работа секций. От прошлогодних они отличались и по количеству, и по «жанровому» разнообразию. На базе городской школы № 8 было открыто 23 секции, в гагаринской, стрехнинской и плешковской школах их работало восемь. Состоялись и заседания городских и районных методических объединений. Тематика заседаний была разнообразной – от элементов ирландских танцев в работе с детсадовцами и использования компьютерных технологий в процессе обучения до духовно-нравственного воспитания на уроках искусства и портрета современного ребёнка. В рамках конференций в образовательных учреждениях прошли также семинары-практикумы, занятия в лабораториях и специальные тематические тренинги.
Одной из важнейших тем августовских встреч педагогов стали новые образовательные стандарты: изменённый закон «Об образовании» должен вступить в силу в 2013 году. Впервые на уровне федерального закона регламентированы условия ведения экспериментальной и инновационной деятельности, легализовано дистанционное и электронное обучение – теперь реализовывать образовательные программы можно с помощью Интернета. Особое внимание будет уделено одарённым детям и обучению ребят с ограниченными возможностями здоровья в обычных образовательных организациях (инклюзивное и интегрированное образование). Кроме того, уточняется система уровней образования в России, в частности, дошкольное образование должно будет стать самостоятельным уровнем.
Впрочем, перемены к лучшему уже начались. Как сообщил на открытии пленарного заседания городской конференции глава города Фёдор Шишкин, сегодня в Ишиме отремонтировано уже много школ, одна из последних – школа № 12. В ближайшем будущем планируется провести ремонт школы № 5, расположенной в самом центре города.
– Сегодня труд учителя оценивается не просто отношением учащихся к педагогу и оценками в дневниках, но и результатами ЕГЭ, где не так-то просто добиться высоких показателей, – отметил глава и пожелал собравшимся, чтобы у них удавалось всё задуманное.
– Повышение качества образования и конкурентоспособности учеников зависит от квалифицированных кадров и материально-технической базы, – продолжил заместитель главы г. Ишима по социальным вопросам Владимир Белоусов. – В этом году наблюдалась хорошая тенденция: вырос конкурс в Ишимский пединститут, а, значит, молодые кадры у нас будут. Что же касается оборудования школ, то ежегодно приобретаются новые компьютеры, интерактивные доски и т. п. Сейчас в образовании эпоха перемен, но перемен в лучшую сторону. Кроме 31-37-часовой недельной системы обучения и трёх обязательных экзаменов ЕГЭ, с внедрением новых стандартов больше внимания будет уделено и здоровьесберегающим технологиям, и питанию детей, и поиску новых подходов к воспитанию и формированию личности ребёнка.
– Учитель – это призвание, случайный человек не может быть педагогом, – убеждён депутат Тюменской областной думы Виктор Рейн. – В наши дни важно построить разумный диалог с детьми и учителями, учителями и родителями. А достижение масштабных целей нередко начинается с малого.
Так, например, В. Рейн предложил воспитывать патриотизм и любовь к родному краю у подрастающего поколения даже через… школьные тетрадки. Ни для кого не секрет, что дети нередко решают задачки и делают упражнения в тетрадях с картинками из сомнительных в плане нравственности телепрограмм, различными зомби. «А почему бы нам не договориться с родительской общественностью и не заказать для наших детей тетради с изображением самых красивых мест Ишима, поместив на последнюю страницу строки из истории нашей земли? – спросил собравшихся В. Рейн. – Сделать это не так и сложно».
В ходе конференций дипломами и благодарственными письмами за добросовестный, многолетний труд были награждены десятки педагогов. Однако в празднично украшенных актовых залах и уютных кабинетах было немало и тех, кто только начинает свою педагогическую деятельность. Как пояснил глава Ишимского района Сергей Вотяков, только в этом году в сельские школы придёт сразу 22 новых учителя. И все они выбрали эту профессию не из-за денег или соцподдержки, а потому что действительно готовы отдать сердце детям. Причём приятно, что среди молодых педагогов есть и мужчины, которых так не хватает в системе образования.
Юлия Кроо.