Живя на земле нашей сибирской, не перестаешь удивляться разнообразию увлечений сель- ских жителей, которые для умиротворения души своей русской, невзирая на заботы и хлопоты, содержат у себя на дворах какую-либо живность порой не для того, чтобы на этом заработать, а просто для красоты и эстетического наслаждения. У меня на слуху давно была семья Овчиниковых из села Омутинское, которые как раз относятся к категории таких граждан. Выбрав свободный час, я, с разрешения этих гостеприимных людей, заглянул к ним на огонек. Подъезжая к их усадьбе, в глаза бросились аккуратность, чистота и порядок возле ворот. С виду скромный, но ухоженный дом подсказывал мне, что здесь живут трудолюбивые, любящие красоту люди, и не ошибся в этом. Встретил меня Николай Васильевич, глава семейства, и мы с ним сразу нашли общий язык. Хозяин повел показывать мне свою гордость - добротную голубятню, откуда неслось громкое воркование благородных птиц. Поднявшись на второй этаж этого голубиного особняка, моему взору представилось царство разнопородистых голубей. На зов хозяина и любимое птицами пшено слетелись практически все представители этой немалой стаи. Здесь были голуби породы омской статной, черноголовой, желтоголовой, красноголовой, монахов, ленточных, желто-рябых, с коронами и без. Горделиво подняв хвосты и тряся шеями (есть такое определение у голубеводов - шея с трясом), ухажеры пританцовывали возле своих подруг-голубок, шлепая по настилу голубятни мохнатыми лапками. Хозяин двора рассказывал обо всех достоинствах любимых питомцев. В словах Николая Васильевича чувствовались глубокие знания в голубиной науке.
- Приобретая птиц, - говорит он, - я в первую очередь обращаю внимание на их благополучие по различным голубиным заболеваниям, потому как здоровье стаи - это самое главное в голубеводстве.
Общаясь с любителем этих прекрасных птиц и слушая его завораживающие рассказы об особенностях их поведения, разведения и ухода, невольно начинаешь задумываться, насколько человек предан своему увлечению, сколько в нем энтузиазма, сил и энергии, чтобы не один год содержать это хлопотное хозяйство.
Тем временем, пока мы с хозяином осматривали голубятню, его супруга Любовь Борисовна была уже готова показать вторую половину своего птичьего двора, где содержались декоративные курочки сказочных мастей и видов. Каждая особь, петушок это или курочка, отличались друг от друга красотой своего оперения.
Декоративные бентамки, переливаясь золотисто-бурыми и красными перышками, поклевывали с пола корма, а петушки суетливо бегали возле них, как заправские кавалеры, несмотря на свой карликовый рост. Рядом с ними расхаживали с мохнатыми перьями на лапах совершенно противоположного окраса куры и петухи осетинской породы. Их цветовая гамма перьевого покрова была представлена изумительным рисунком пестрого, черно-белого цветов, которые приятны взгляду смотрящего на них человека. Ростом эти птицы были чуть больше бентамок, но солидности в петушках хватало с лихвой. Последними представителями куриного двора были ярко окрашенные, в цветном оперении различных оттенков куры породы брама. Эти представители куриного отряда были похожи на настоящих взрослых птиц, которых мы каждодневно видим на приусадебных участках наших сельчан, но красота и цветовая гамма их перьевого покрова просто неописуемы. Есть в семье Овчиниковых еще одно птичье увлечение - это разведение канареек. Эти певчие птички, которые на Руси разводились испокон веков, тоже нашли свое декоративное применение в доме и радуют хозяев своим разнообразным пением.
- Раньше, - говорит Любовь Борисовна, - мы держали много различной птицы. У нас были индюки, гуси, утки. Содержали мы большое поголовье перепелов, которые несли уйму яиц, и мы просто не знали куда их девать. Пришлось в конце-концов все перепелиное хозяйство раздать и оставить только ту птицу, которая дает мне и моему мужу душевное удовлетворение.
Вот и представьте, уважаемые читатели, что значит для некоторых людей подсобное хозяйство. Кому-то оно дает материальную выгоду и пополняет семейный бюджет, а кому-то - радость и сердечное умиротворение.
Фото А.САУТИЕВА