Медиакарта
23:36 | 19 ноября 2024
Портал СМИ Тюменской области

На большом педсовете

На большом педсовете
09:01 | 08 сентября 2012

Приоритет развития муниципальной системы образования – формирование условий для успешной социализации личности.

В едином образовательном пространстве.

На традиционном большом педсовете накануне нового учебного года подводили итоги прошедшего учебного года и обсуждали задачи на перспективу.

Предметом обсуждения на семи секционных площадках стали актуальные вопросы безопасности образовательной среды, формирования единого образовательного пространства, повышения качества образования.

Основные результаты развития муниципальной системы образования за отчётный период: показатель средней зарплаты педработников округа соответствует среднему значению по экономике на территории; 78 педагогов округа, в том числе 31 молодой педагог, обеспечены служебным жильём.

Всем подлежащим обучению гарантированно право на получение общего образования. В целях обеспечения доступной образовательной среды восемь обучающихся получают образовательные услуги с применением дистанционных технологий.

Обеспеченность местами в детских садах. После проведения капитального ремонта детского сада в Бигиле получили 50 дополнительных мест; после завершения реконструкции детского сада «Чебурашка» в городе будут открыты ещё 60 мест; в целом услугами детского сада пользуются 81,2% детей в возрасте от 1 года до 7 лет, что на 1,4% больше, чем в аналогичный период прошлого года.

В целях изучения мнения родителей при формировании запроса на предоставление муниципальных услуг проведены общественные экспертизы: качества предоставления общеобразовательными учреждениями муниципальных услуг в электронном виде; информативности сайтов общеобразовательных учреждений; организации условий обучения в связи с переходом на новые стандарты образования.

Изучено мнение родительской общественности о выполнении учреждениями дошкольного образования социального заказа на общедоступное дошкольное образование.

К показателям результативности задач в части сохранения и укрепления здоровья относятся: увеличение количества здоровых детей, повышение эффективности здоровьесберегающей организации образовательного процесса, стабильный уровень физической подготовленности, сохранение психического здоровья обучающихся, формирование основ самосохранительного поведения, жизнеутверждающих установок. Так, по результатам срезового контроля профилактической работы по вопросам жёсткого обращения с несовершеннолетними методом экспресс-опроса установлено, что 80% обучающихся 5 - 11 классов чувствуют себя в школе в безопасности. Представляет интерес вопрос социализации обучающихся. Примечательно, что 73% обучающихся 9 - 11 классов наиболее значимым в жизни считают здоровье (показатель выше областного на 4,3%); 36,8% обучающихся против несоблюдения людьми общепринятых правил поведения (динамика показателя по отношению к областному: + 5,1%).

О положительной социальной адаптации свидетельствуют показатели занятости обучающихся дополнительным образованием: в кружках и секциях спортивной направленности занято 79% обучающихся (динамика по отношению к предыдущему периоду: + 4%); охват детей и подростков внеурочной занятостью (на базе учреждений разной ведомственной принадлежности) составляет 96% (динамика: + 3%).

Анализ качественного состава педагогических кадров на протяжении двух последних лет подтвердил необходимость его обновления (так, в наступившем учебном году впервые перешагнули порог образовательных учреждений округа 9 молодых специалистов); повысился уровень профессиональной компетентности педагогических работников.

Имеются положительные изменения по развитию информационно-технологической инфраструктуры образовательных учреждений в части обеспечения компьютерным оборудованием. В прошедшем учебном году материально-техническая база школ пополнилась за счёт средств муниципального бюджета и привлечения внебюджетных средств персональными компьютерами, мультимедийными проекторами, ноутбуками, интерактивными досками, конструкторами «ПервоРобот» с программным обеспечением. Первое участие детей в областном роботехническом фестивале стало результативным: 2 и 5 места (по отдельным номинациям). Неотъемлемой частью образовательного процесса становится школьный электронный документооборот.

С целью профилактики в новом учебном году будет занимать работа по формированию правил и норм безопасного поведения детей в интернет-пространстве, организации системы «родительского контроля», позволяющего устанавливать ограничения доступа детей к Интернету.

Хорошим стимулом качественного образования стал переход на новые образовательные стандарты. В округе впервые в полном объёме начнётся реализация новых стандартов на ступени основного общего образования: осваивать образовательные программы в инновационном режиме предстоит пятиклассникам городской средней школы № 4.

За последнее время увеличилось количество обучающихся, участвующих в муниципальных, региональных интеллектуальных мероприятиях, направленных на выявление и поддержку одарённых детей, участников и призёров районной и областной олимпиад школьников по общеобразовательным предметам, научно-исследовательской конференции «Шаг в будущее». Победители и призёры районной олимпиады школьников подготовлены в 13 общеобразовательных учреждениях (72% от общего количества). Значительно увеличилось количество участников всероссийских интеллектуальных конкурсов, межрегиональных олимпиад: участниками интеллектуальных мероприятий стал 4081 школьник (2010-2011 учебный год: 2292 участника).

Формирование успешной личности ученика невозможно без обеспечения «успешной» составляющей личности учителя. Так, в состав победителей Всероссийского конкурса лучших учителей в рамках реализации приоритетного нацпроекта «Образование» вошла учитель химии и биологии средней школы № 1 Е. Золотавина. В прошедшем учебном году стало наиболее результативным участие в конкурсах профессионального мастерства педагогов второй городской школы: лучшими на всероссийском уровне признаны уроки учителей начальных классов (1 и 3 места соответственно) Е. Мариничевой и Е. Бородулиной, в конкурсе инноваций «Качественное образование – будущее нации» лидером стала учитель начальных классов О. Романишина (2 место).

Результативным стало участие педагогов и на региональном уровне. Так, победителями и призёрами стали О. Иконникова, О. Чупина из школы № 2, Н. Метлева из школы № 4.

В целом доля педагогов, обобщивших профессиональный опыт на муниципальном, региональном, всероссийском уровнях, составила 22%.

В партнёрстве с семьёй и обществом

С введением федеральных государственных требований в области дошкольного образования на первый план выносят желание ребёнка учиться, познавать что-то новое, опираясь на уже полученные знания.

Для современного первоклассника становится важным не столько обладание инструментом познания, сколько умение им осознанно пользоваться.

Особое внимание уделяется организации психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса. В планах работы психолого-медико-педагогических консилиумов, школьных психологов, классных руководителей необходимо предусмотреть комплекс мер, направленных на систематическое отслеживание динамики познавательного и личностного развития ребёнка в процессе его обучения, оказание помощи детям, имеющим трудности в обучении и поведении, сохранение и укрепление их психологического здоровья.

Сегодня требуется педагог, способный овладеть технологиями, обеспечивающими индивидуализацию образования, мотивированный на непрерывное профессиональное развитие. В помощь ему предусмотрены мастер-классы, практикумы, семинары, открытые уроки, работа в проблемных и творческих группах, сетевых методических объединениях.

Взаимодействие с родителями всегда было важным направлением работы школы. Ключевая идея новых стандартов – это общественный договор между личностью, семьёй, обществом и государством. В школах создают условия для активного участия родителей в организации образовательного процесса и оценки результатов работы, в том числе с использованием Интернета. Эта работа способствует установлению партнёрских отношений школы с семьёй, созданию атмосферы общности интересов.

Растим здоровых и талантливых.

Очень важно сегодня создать для детей безопасное, здоровьесберегающее пространство, обеспечить их развитие независимо от состояния здоровья, места проживания, социального статуса.

А поскольку пространство это не ограничивается только стенами детского сада, необходимо, чтобы родители ребёнка были заинтересованы в сохранении его здоровья, стали активными союзниками детского сада в решении всех приоритетных задач. Об этом говорили участники круглого стола по вопросам дошкольного образования, проходившего в рамках ежегодной августовской конференции.

В текущем учебном году педагогов дошкольного образования ожидает инновационная деятельность на основе сетевого взаимодействия. В рамках изменения методической сети будут созданы три ресурсных центра, где педагоги смогут обмениваться опытом и совместными усилиями находить наиболее эффективные формы работы с детьми. Функцию базового центра по внедрению здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс будет выполнять детский сад «Родничок».

Встреча с воспитателем, которому удаётся быть добрым посредником и искренним дипломатом в контактах детей с окружающим миром, – мечта многих родителей. В деле воспитания большинство из них полагается на детский сад, избегая при этом личного участия. Поэтому так важно найти индивидуальный подход к семье, воспитывающей ребёнка. С появлением интернет-технологий, обилия развивающей литературы, игр и игрушек родителям всё более необходимы чёткие ориентиры в том, что является полезным и правильным для ребёнка.

В прошлом году практически во всех детских садах появились собственные сайты, где размещена информация об образовательном учреждении, развитии детей. Ныне на базе детского сада «Золушка» начнёт работу ресурсный центр по поиску современных подходов к взаимодействию с семьями воспитанников.

Для педагогов дошкольного образования детский сад – не просто место работы, где нужно присмотреть за ребёнком, а сцена, библиотека, творческая мастерская и даже обсерватория. Сегодня многие дошкольные учреждения уходят от традиционных форм занятий. На смену выразительному, нравоучительному чтению сказок пришли индивидуальные беседы, экскурсии, интересные проблемные ситуации, сравнение впечатления, полученного ребёнком, с собственным жизненным опытом. Чем у ребёнка шире и разнообразнее возможности проявить себя и свои таланты, тем легче педагогам и родителям заметить и развить их.

Для накопления и распространения опыта по развитию способностей дошкольников, выявлению и сохранению одарённости на базе детского сада «Алёнушка» организована работа ресурсного центра.

В школе ребёнка ждут новые стандарты, а это предполагает умение работать в группе, задавать вопросы и выслушивать ответы своих одноклассников, самостоятельно проектировать свою деятельность. Современные общеобразовательные программы детских садов разрабатывают так, чтобы удовлетворить потребности всех родителей.

В наступившем учебном году систему образования ждёт много нового. Неизменным остаётся связь: детский сад – ребёнок – родитель, ведь процесс воспитания детей просто немыслим без участия родителей.

Страница подготовлена по материалам комитета образования