Хочешь жить – умей вертеться. Кто не знает этой пословицы, поучительных этих фраз. В перестроечном нашем обществе они часто мелькают в СМИ и звучат с голубых экранов. Хочешь жить без нужды – учись быть оборотистым и хватким, получать от любого дела непременную выгоду. Но сколько еще таких людей, по крайней мере, в нашей сельской глубинке, кто воспитан в других традициях и законы новой реальности принимает с большим трудом.
Вот хотя бы эта семья из деревни Ашлык Шишкинского поселения, о которой пойдет здесь речь. Долгушины Андрей Васильевич и Елена Владимировна, и четверо их детей. «Неумехи» про них не скажешь, а живут нелегко - все нехватки да недостатки. На героев никак не тянут. Тем не менее, мне они как семья симпатичны. В журналистском моем блокноте появилась эта фамилия уже несколько лет назад. С отзыва тогдашней заведующей детским садом Людмилы Николаевны Кузнецовой, в обязанности которой вменялось проводить занятия с шестилетками, кто не посещает садик. Вот и ездила она зиму, подгадывая к школьному автобусу, в соседнюю деревню. Дважды в неделю. К Долгушиным и еще по двум адресам.
«Заходишь к ним утречком, - говорила она, - здесь уж русская печь протоплена. Пахнет стряпанным, вареным. Хлеб Елена печет сама, покупной для них – дорог. И хозяин по-своему домовит и заботлив. Снег в ограде всегда расчищен. Скотина ко дню выпущена из стайки в загон, стоит похрустывает сеном. Ребятишки бегут к автобусу не с голодным желудком. И которые дома – тоже. Но вот дом-то сам ветхий, ему нужен большой ремонт, а на это средств нет. И вообще бы этой семье нужна помощь от государства».
Той же ранней весной 2008 года довелось побывать у Долгушиных. И то первое впечатление неизменно и до сих пор. Что любой мало-мальский угол можно сделать не только сносным, но и даже уютным, если руки прикладывать. Вон вся крыша в заплатах - обращали мое внимание, но она не течет. Штукатурка со стен не сыплется, ее сразу же затирают, если где кусок отпадет. Не дымит ни одна из печек, а их три на три комнаты.
Что еще приятно удивило – самодельная мебель – табуретки, скамейки, стол, у дверей «солидная» вешалка…
Производство хозяина, так сказать, его хобби.
И вообще ощущалось: в этом доме живет любовь. С той поры, как путь мне в ту сторону, на минутку да заверну в полюбившуюся семью. История которой такова.
Повстречались будущие супруги в Вагае. Где Андрей, тогда еще молодой специалист, переведенный из совхоза «Смена», работал в ветстанции. А Елена – в детском саду, нянечкой. Была у них, к слову сказать, коммунальная квартира. И земельный участочек – для картошки и мелочи. В общем, жить можно, при стабильности в государстве.
Там, в Вагае, родился первенец. Но ведь время какое было: перестройка, смута, безденежье. Все это и заставило молодую семью податься в деревню. Там родители Лены, у которых – хозяйство. И что очень существенно, самый крепкий совхоз в районе, где снабжали рабочих в счет зарплаты продуктами и другими товарами – умудряясь выходить напрямую с производителем.
С трудоустройством проблем не возникло. Глава семьи пошел скотником на Ашлыкскую МТФ. А Елена – в школу, уборщицей.
Решился в какой-то мере и жилищный вопрос. По дешевке купили этот самый вот дом, пустовавший долгое время. И зашли зимовать.
С той поры прошло-пролетело уж немало и зим, и лет. В государственном плане жизнь, как видим, идет на лад. В том же Шишкинском поселении много новых домов и красивых усадеб. Одеваются в современные материалы крыши, обшиваются сайдингом наружные стены, ставятся пластиковые окна, которым не страшны никакая сырость и мороз. Проводится в дома водопровод. Появляется отопление, альтернативное печному. И другие удобства, прежде бывшие городскими.
Долгушины о подобных благах даже и не мечтают. Дай Бог сделать хотя бы дому неотложный ремонт. Да поднять ребятишек. Вот вернулся старший из армии. Рвется парень учиться дальше. Поступил в Тобольскую педакадемию. И теперь все думы родителей: как его обеспечить, ну хотя бы на первый год. Ведь работает лишь отец. Для Елены Владимировны, потерявшей место работы с ликвидацией школы, ничего подходящего в их деревне и не предвидится. Ездить в Шишкино, как супруг, - это тоже не выход: дом не бросишь на целый день. Кто-то должен ведь управляться со скотиной в обед. Ребятишки, те - в школе. Старики давно переехали в Шишкино, поселившись в квартире сына. Тот с семьей перебрался в город.
Мужики нынче кое-кто ездят «вахтой» на Север. За хорошей зарплатой. У кого здоровье хорошее. А вот у Андрея Васильевича оно стало сдавать, и сильно. Подхватив однажды бронхит, так и мается с ним все годы. А теперь врачи ставят астму. Донимает еще давление. Нынче крепко прижало – сколько раз попадал на больничную койку. Баню взялся было поднять, но работа вся встала. Александр, сын, и доделывал, подоспевший как раз со службы. Да второй помогал, Володя. И покос «обломился», лишь один стожочек поставили, покосивши вручную. Покупать придется сенцо. А мечтали с женой завести вторую корову – улучшенной породы – да сдавать молоко. Что и делали раньше. Это было добрым подспорьем. Но одну из буренок по причине ЧП пришлось просто пустить на мясо. А приплод от другой – два последних года – бычки. Молока же от Майки – только лишь на свои потребности.
Вот такие заботы в деревенской семье, где особых доходов нет. Тем не менее, верится, что все эти проблемы как-то смогут быть решены. Огород, поросята, та же Майка, другая живность – это ведь надежда на то, что семья будет сыта.
Больше всех в хорошее завтра верит малая ребятня, одиннадцатилетние близнецы – Виктор и Виктория. Получившие от родителей неслучайные имена – Победитель, Победа.
Любовь БАКАНИНА
Фото Зиннура Чанбаева