Пчеловоды Ялуторовского района поднялись на качественно новый уровень. Теперь их продукция проходит сертификацию по всем требованиям Всемирной торговой организации (ВТО). Это значит, что мёд, собранный на ялуторовских лугах, может конкурировать с любым заграничным.
Пчеловод Владимир Васильев, прежде чем получить сертификат, тщательно взвесил все «за» и «против». Дело это затратное: во-первых сам документ стоит денег, но главное, чтобы его получить, нужно стать индивидуальным предпринимателем, а значит, платить страховые пенсионные взносы. Зато мёд, подтверждённый сертификатом соответствия, можно поставлять в магазины. Без этого документа – только самому продавать на ярмарках.
- Получается, что мы выходим на цивилизованный уровень торговли, - объясняет Владимир Васильев. - Общество пчеловодов Ялуторовска первым в области полностью обеспечило город натуральным мёдом. Продукт можно купить во всех районах: на лесозаводе, в центре, в залинейной части.
Документ подтверждает, что мёд не просто натуральный, но и безопасный. В сертифицированной лаборатории продукт проверяют даже на наличие нитратов и тяжёлых металлов. Сертификат выдают только на продукт, который соответствует ГОСТу. Государственный стандарт №19792-2001 г. разработан научно-исследовательским институтом пчеловодства. В документе прописаны допустимые показания влажности, массовой доли сахаров, требования к вкусу и аромату.
Как отличить правильный мёд
Мёд, расфасованный в контейнеры, готовят к отправке в магазины. Даже на тару у ялуторовских пчеловодов имеется отдельный сертификат, подтверждающий её безопасность. Я прошу Владимира Николаевича ответить на вопрос наших читателей. 30 августа «Ялуторовская жизнь» напечатала статью дипломированного пчеловода Станислава Фруцкого «Советы опытного пчеловода в защиту потребителей мёда». Там было написано, что хранить мёд можно при температуре от +50 до -50 градусов Цельсия, но при этом если на упаковке написано, что от 0 до +20 и срок хранения 12 месяцев, то это фальсифицированный продукт.
- Нам звонят читатели и спрашивают: получается, что весь мёд в магазинах, и не только ялуторовских, фальсифицированный?
- Нет, конечно. Мёд, действительно, можно хранить и замороженным, и при температуре гораздо выше комнатной. Но, например, при температуре от 40 градусов он теряет свои целебные свойства. В нём разрушаются ферменты и витамины. Именно поэтому его не нужно добавлять в горячий чай – только в теп-лые напитки. В первую очередь, мёд - это лекарство. И только потом лакомство. Замораживать зрелый мёд нет никакой необходимости, ведь это не скоропортящийся продукт. Срок годности зрелого мёда вообще-то не ограничен. Но раз уж мы встали на путь цивилизованной торговли, то должны дать гарантию покупателю, что предлагаем им свежесобранный мёд, а не залежалый продукт.
Именно поэтому на товаре, который получил сертификат соответствия ГОСТу, указаны самые оптимальные для хранения сроки и температура. И вы можете заметить, что мы (пчеловоды ялуторовского общества) указываем на этикетке свои адрес и телефон. И если у потребителя есть претензии к продукту, он всегда может к нам обратиться.
Кодекс этики пчеловода
Забот у пчеловодов много. Одна крылатая семья требует столько же внимания, сколько одна корова. У Владимира Васильева пчелиных семей уже более ста. Перед зимовкой нужно проследить, чтобы в каждом улье было достаточно мёда, чтобы прокормить маленьких тружениц и их новое поколение, чтобы им было тепло и уютно. Кроме того, пчёлы подвержены различным болезням и нужно вовремя провести профилактику. Справляться с этим огромным хозяйством Владимиру Николаевичу помогает его семья: две дочери и их мужья, подрастают внуки. Самая верная помощница – жена пчеловода Татьяна Филатовна. В её уютном дворе всегда много цветов – и для красоты, и для крылатого хозяйства.
- Сколько себя помню, у нас всегда были пчёлы. Мы тогда ещё жили в Самарской области. Дед, придя с Великой Оте- чественной войны, вскоре завёл несколько ульев. Отец всю жизнь проработал на колхозной пасеке, участвовал в съездах по пчеловодству, ездил на конференции, у него даже награды были за труд, - вспоминает Владимир Николаевич.
В Киёво Владимир Васильев приехал 30 лет назад, работал в совхозе «Газовик». В годы перестройки занялся фермерством. Трудиться приходилось всей семье.
- Вот у нас тогда бригада была: я на ДТ за рычагами, младшая дочь-восьмиклассница - на сеялке, а старшая-выпускница вела «Беларусь».
- Я даже помню, как возвращаюсь с выпускного экзамена, а мама мне кричит: «Садись скорей на трактор, отец уже в поле уехал», - смеясь, вспоминает старшая дочь Ольга.
- Ну, а что было делать, если мы и зерно выращивали, и скота держали много: коровы, свиньи, овцы, гуси. А потом я решил заняться пчеловодством. Довёл до 30-ти семей и понял, что нужно либо работу в поле бросать, либо пчёл. Это ведь тяжёлый труд, совмещать не получается.
С 2000-го выезжаю на поля Ялуторовского района. Там познакомился с пчеловодами Петриковым, Балаганиным, Макаровым. Вместе мы создали общество пчеловодов Ялуторовска. Казалось бы, мы друг другу - конкуренты. Но конкуренция должна быть честной. Если, допустим, вы спросите мнение об их мёде, я отвечу – это хороший, натуральный продукт.
Пока отправлять свой мёд за границу ялуторовские пчеловоды не собираются. Но если вдруг возникнет спецзаказ, вполне могут организовать небольшую партию. Особенно важна система сертификации в связи со вступлением России в ВТО. Наши пчеловоды предусмотрительно готовятся к тому, чтобы выдержать конкуренцию с иностранными производителями.
Ольга КАЛИНИНА
Фото автора