Медиакарта
19:41 | 17 июля 2024
Портал СМИ Тюменской области

Греет солнце родную деревню

Греет солнце родную деревню
18:06 | 12 сентября 2012

- Нина, Нин, иди сюда, тут гости к тебе пожаловали, - позвал свою супругу Александр Гордеевич и как бы между делом пояснил: - Она на огороде хлопочет, погода-то дивная всё летечко стоит, солнце так греет родную деревню, что и с улицы не хочется уходить.

А маленькая деревенька Турба и вправду купалась и нежилась в солнечных лучах. Жара палила, и лес изумрудно-тожествен-ный сиял окрест от красоты. Над тихой и маленькой речкой Турбой в истоме и неге дремали старые ивы. Посмотрела на всё это, и подумала: какое бескрайнее поле деятельности для художника-пейзажиста! Нина Васильевна, увидев нас, бойко крикнула:

  • Погодите чуток, одежонку ладную надену, а то, как золушка, вся черномазая от землицы-то. Через пять минут она вышла, мы познакомились и уселись на лавочку воз-ле дома.

Где родился, там и пригодился

Супруги Валовы, Александр Гордеевич и Нина Васильевна, в Турбе люди знатные. Во-первых, они старожилы своей деревни - Нина Васильевна здесь родилась и выросла. А когда окончила институт и по распределению попала в одну из школ Исетского района, долго без своей родной Турбы жить не смогла. Правда, любовь свою, Александра Гордеевича, нашла в Исетске. Переезду на родину жены глава семьи сопротивляться не стал. По профессии он тракторист, а механизаторские кадры в прежние времена везде были востребованы.

  • Родная-то сторонка манила к себе, - с улыбкой говорит Нина Васильевна, - здесь и родители жили, сёстры, брат, ой, да все здесь наши родственники! Деревня большая была, вон, посмотрите, куда тянется она вдоль речки, но в дальних домах уже давно никто не живёт. Жалко всего, что здесь было. А бы-ли две животноводческие фермы - овец разводили и лошадей. Сейчас только одни воспоминания, ничего уже не вернёшь, - с сожалением и горечью отметила Нина Васильевна, а потом, немножко взбодрившись, продолжила:

  • Но тянет в послед- нее время и молодёжь в деревню, кто здесь родился, потихонечку возвращаются. Почему? Воздух наш, деревенский, особенный, люди простые и сердечные, душой богатые. В городе годок, ну, может быть, другой можно присмотреться, а вот жить долго, мне кажется, тоск-ливо-претоскливо. Вы окиньте взором эту даль лесную необъятную и представьте, как туманной дымкой томно исходят озёра, а какие россыпи самоцветов в утренней росе! Нет зем-ли прекраснее, чем наша, деревенская!

Я слушала Нину Васильевну и не переставала удивляться, сколько восхищения и неподдельной любви у неё к своей маленькой Турбе, в которой, кажется, и жизнь-то еле-еле теплится. И когда в разговоре немного возразила ей, что, кроме этих дивных красот молодёжь-то должна найти здесь и приложение рукам своим, она ответила:

  • Кто захочет, тот обязательно найдёт. Ведь из 75-и жителей Турбы пен-сионеров-то всего лишь пять человек. Остальные - люди среднего и молодого возраста. Кто-то нашёл работу в Кутарбитке, сейчас добраться до неё легко. Видите, через речку Турбу новенький мосток нам построили? Перейдёшь его, и до Кутарбитки рукой подать - всего-то полтора километра. Пилорама в деревне нашей есть, местным ребятам хоть какая-то работа. Ну и личное хозяйство много заботы требует, а люди деревенские без него не могут. Мы уже в годах, а коровку, двух кобылиц, птицу держим. О лошадках разговор особый.

Этих животных мой муж Александр Гордеевич с детства очень любит, и любовь эта передалась младшей дочке Татьяне. Она у нас закончила худграф Тобольского пединститута и приехала домой, работает учителем в Кутарбитской школе, как и старшая дочь - Наталья. Таня пока с нами, но сейчас в Турбе взяла в аренду землю и мечтает построить дом и заниматься лошадьми. Она у нас человек творческий, рисует мастерски. Видно, её таланту и природа способствует.

В разговоре с Ниной Васильевной активно участвовал и Александр Гордеевич, иногда добавляя её рассказ, иногда конкретизируя. Он по-деловому рассуждал со своей жизненной смекалкой и мужским хозяйским взглядом о текущем моменте деревенского уклада.

Состояние дел в Туpбe у Нины Васильевны на особом контроле. И не только как у патриота этой милой её сердцу деревеньки, но и по долгу службы. Хоть давно она уже на пенсии, однако является и депутатом сельской Думы, и старостой. Здесь, она считает, непочатый край работы.

Берег левый, берег правый

Когда в конце шестидесятых Валовы вернулись в Турбу, Нина Васильевна стала работать учителем в Кутарбитской средней школе и до пенсии не покидала школьной аудитории. До Кутарбитки пешком шла - расстояние небольшое. А вот в весенне-летний период для половины жителей Турбы начинались проблемы. Дело в том, что маленькая речка делит деревню на две части, как говорится, берег левый, берег правый. Турба иногда так выходила из своих берегов, что деревянный мосток сносила в одночасье. А восстановить его у власти то не было денег, то не было особого желания. И левобережные жители Турбы как могли, так и добирались до Кутарбитки: кто в объезд за несколько километров, кто на свой страх и риск по наспех брошенным лесинам через речку.

  • Бывало, из школы по осени возвращаешься уже в потёмках. Идёшь по брёвнышку и десять раз перекрестишься, чтобы не поскользнуться да не упасть, - рассказывает Ни-на Васильевна. - Так во все времена и не строили доброго моста. Тут уж терпению нашему конец пришёл. Писали во все инстанции, и на сельской Думе решали, и вот наконец-то мост нам построили,- продолжает депутат. - Но вот опять и скажу: можно было и не та-кой маленький соорудить, а побольше, чтобы и автотранспорт мог проехать. Нет, не подумайте, что укор делаю районной администрации, наоборот, спасибо говорю. Алексей Тимофеевич Прон-тишев, заместитель главы, контролировал строительство, сколько раз бывал у нас!

Я хочу сказать вот о чём. В поселении есть крестьянские хозяйства, у которых посевные угодья здесь, и попадают они на них объездным путём, а это лишние затраты средств и времени. Есть и предприниматели, которые занимаются торговлей. Так почему бы не объединиться им да не построить хороший, на долгие времена мост для грузового транспорта? Где они, наши меценаты? Увы, перевелись на Руси Третьяковы, Мамонтовы и Морозовы...

Но хорошо, что и такой мосток появился, как говорит депутат Валова, он ладненький. Правда, и самим жителям надо бы его лучше содержать: траву выкосить при въезде и сам въезд выровнять. Но Нина Васильевна считает, что всё это поправимо, главное - мост в деревне есть, и беречь его надо, как зеницу ока.

Дождям - плакать, зорям - полыхать

Болит душа у сельского депутата за обустройство деревни. Хочется, чтобы в каждом садике цветы пестрели разноцветьем, чтобы бурьяном не зарастали брошенные усадьбы и земельные угодья. С этим Нина Васильевна, как может, борется.

  • Вон видите, какой плотной стеной стоит репей? - показывает она на небольшой участок земли через дорогу и возмущается: - В аренду дали землицу горожанам, а они вот такой бурьян здесь развели и не показываются. Дождей-то этим летом мало было, так все и боялись, не дай бог, трава загорится, что делать? Жители, где могли, выкосили, но со стороны той власти, которая даёт таким нерадивым хозяевам землю, какой-то контроль должен быть? На сельской Думе обязательно этот вопрос подниму, потому что таких участков у нас в деревне много. Городские на земле ничего не выращивают, не строят, а для чего её берут - непонятно.

Нашу беседу прервала подъехавшая к дому глава поселения Светлана Григорьевна Каммерцель. На должность она заступила недавно и дала депутату своё первое поручение: заполнить анкеты на каждого жителя. Нина Васильевна коротко обсказала главе ситуацию на своей территории и пообещала:

  • Ваше поручение я сегодня же выполню, потому как сама хотела пройти по дворам: кое у кого усадьба зарастает сорняками, а люди будто и не видят этого, надо им подсказать.

А вообще каждый домик в деревне украшают палисадники с множеством георгинов. У Лилии Кирш, например, усадьба утопает в этих дивных цветах. Красота, да и только! И эту красоту старается сотворить большинство жителей этого маленького уютного уголка.

О жизни в деревне Нина Васильевна говорит без прикрас: и проблем много, но и счастья тоже. Построили мосток - радость, родился малыш - значит, есть перспектива и дальше множиться Турбе, водонапорную башню починили - тоже на душе легко стало, дом новый в деревне вырос - радостно за тех, кто счастливо в нём жить будет.

Сейчас сельского де-путата волнует пробле- ма автобусного движения. Маршрутный автобус из города в деревню приходит только раз в неделю, а этого недостаточно. По мнению Нины Васильевны, пассажиров немало, личный транспорт есть далеко не у каждого жителя, поэтому ещё один рейс, например, в четверг сюда и в деревеньку Бишуру необходим. Бьётся депутат в решении этого вопроса, но сдвигов пока мало. И всё-таки она надеется, что её голос услышит не только местная власть, но и районная.

Разговор с Ниной Васильевной был долгим, но интересным. О своей деревне она так рассказала, что даже и не живший в этом глубинном уголке полюбит его и непременно сюда приедет.

…За беседой не заметили дождя, мелкими шажками направлявшегося к нам из леса. Он потихоньку густел, расходился, а потом вмиг перестал. И разом всё оживилось вокруг: снова появилось голубое небо, с умным и довольным ликом солнце. Нина Васильевна улыбнулась и как бы сама себе сказала:

  • Дождям - плакать, зорям - полыхать. Этим и красива жизнь, особенно наша, деревенская.

И попробуй, возрази такой преданной любви к родной земле.

Когда готовился этот материал, в редакцию позвонила Нина Васильевна и с удовольствием доложила, что её Александр Гордеевич весь репейник с арендованного горожанами поля убрал, и мосток с мужиками они обустроили, всю траву выкосили. Так что теперь за это душа у неё спокойна.

Галина ГРЕБЕНЩИКОВА, фото Тимура Карымова