С чего начинается обычный трудовой день? С подъёма себя самого, детей, утренней суматохи, торопливого завтрака, сбора ребятишек в садик или школу.
Причём, как обычно, вдруг нежданно-негаданно оказывается забытым пакет со второй обувью, тетрадка с домашним заданием или вовсе важный документ, который, по привычке «брать работу на дом, но катастрофически не успевать сделать её», был прихвачен с собой. Бегом-бегом, опаздываем…
Свою активность и её издержки мы прекрасно ощущаем на себе в виде головной боли или жуткой усталости. Но всегда ли мы способны оценить в ежедневной беготне положение наших детей?
Время диктует свои условия, детство теперь вряд ли напоминает свободно парящий воздушный шарик, оно превратилось в непрерывную подготовку к чему-то важному: школе, сдаче различных экзаменов даже в начальных классах, тренировкам, спортивным соревнованиям, праздникам. Вот разговор в раздевалке детского сада:
– А я уже по-английски научилась говорить: вот юз ё нем? Майн нем из Даша. И вообще, мама сказала, что репетиторов мне найдёт, а вы не умеете! Бе!
– А я в музыкалку хожу и лучше всех танцую, мне пуанты уже купили!
– А у нас Интернет! Мне купили компьютер!
– А мне ролики и велик со скоростями!
– А я, я буквы все знаю и считаю до тысячи…
Разговор похож на игру в снежки: кто кого больше закидает своими достижениями. Но вот сандалии обуты, кто-то срывается с места, бежит к кубикам, остальные присоединяются. Они строят город, вместе смеются, глаза светятся азартом. Игра захватывает детей, и они забывают, у кого есть компьютер, а у кого роликовые коньки…
Так родители и оказываются на перепутье: с одной стороны, жалко лишать ребёнка беззаботного детства, но с другой – страшно «не вписаться» в современный ритм. К тому же, вокруг полно живых примеров. «Вон, соседский мальчишка в четыре года уже читает и компьютер освоил, а мой буквы-то ещё не все знает и «р» не выговаривает», – с ужасом думает мама и торопится «догнать», не задумываясь, что её ребёнок не такой, как тот мальчик. У него свой тип развития и индивидуальные физические данные, которые пока не позволяют идти в ногу с «умненькими-разумненькими». Он просто другой: любит строить гаражи из кубиков, собирать пазлы, а не сидеть за компьютером. Любит, чтобы ему читали. Он может до шести лет играть в машинки, а потом за полгода наверстать всё то, что другому даётся за два года. Но это будет лишь в том случае, если ребёнок наиграется, то есть его начнут интересовать не только игрушки, но и цифры, и буквы…
Нельзя требовать, чтобы маленький человек соответствовал новым тенденциям. Чужая одежда редко приходится впору, а рядить в неё насильно – занятие никчемное и разрушительное. Один известный педагог сказал: «Воспитывая ребёнка, надо не бороться с его недостатками, а беречь и выращивать то лучшее, что в нём есть».