Медиакарта
3:33 | 20 апреля 2024
Портал СМИ Тюменской области

Малокомплектная – не значит ненужная

Малокомплектная – не значит ненужная
14:33 | 14 сентября 2012
Источник: Наша жизнь

По статистике в России из 59 тысяч школ почти 40 тысяч – сельские, учатся в них 4 миллиона человек. Во многих маленьких сельских школах обучаются 5–10 детей, что делает их нерентабельными. Но без школы село или деревня перестанет существовать.

Малокомплектная школа – это образовательное учреждение без параллельных классов, с малым контингентом учащихся, где, как правило, дети двух, трёх или четырёх классов объединяются в один класс - комплект. С ними работает один учитель.

После распада СССР в России были закрыты тысячи школ. Объяснялось это уменьшением числа детей и заботой о качестве образования сельских школьников. В своё время в законе «Об образовании» говорилось, что малокомплектная сельская школа финансируется независимо от числа учащихся. После введения «подушевого» финансирования и новой системы оплаты труда учителей процесс ликвидации школ активизировался. Ведь, если финансирование зависит только от количества учащихся, сельская школа окупить себя не сможет. Грустно… Так что же всё-таки правильней, лучше для самих детей: закрывать или оставить?

Еду в Благодатновскую школу. От базовой Ильинской школы по асфальтированной дороге – двенадцать километров. Эта дорога, конечно, не идеальна. На ямах и колдобинах и современной иномарке приходится подскакивать. А дети преодолевают это расстояние дважды в день на школьном автобусе. Скажется это на настроении ребёнка-первоклассника? Думаю, что да.

Одноэтажное здание Благодатновской школы издалека привлекает внимание своим внешним видом. Дом обшит современным материалом, вокруг – уют и чистота, растут цветы. Педагоги, работники отдела образования малокомплектные школы называют тёплым словом «школки». И это слово говорит о многом. Я очень люблю приезжать в них. Почему? Да потому, что в них есть то, что в других школах (больших, базовых) безвозвратно потеряно. Это уютная атмосфера тепла, взаимного доверия. Когда входишь внутрь, попадаешь в другой мир. И если нет перед глазами часов, то время словно замедляет свой ход: учебный процесс, переменки проходят неторопливо, степенно. Здесь никогда нет проблем с дисциплиной, и в комиссию по делам несовершеннолетних учителя не обращаются – нет необходимости. Здесь повар варит обед как дома. А учительский авторитет непререкаем, потому что, возможно, этот же педагог учил в своё время родителей теперешних учеников.

С радостью вхожу в Благодатновскую школу. Волнуясь, встречает нас (в поездке меня сопровождает директор Ильинской школы Т.Н.Белова) учитель с 23-летним педагогическим стажем Сауле Заиндиновна Ражина. В её классе-комплекте в этом учебном году всего три ученика: один первоклассник и два третьеклассника.

Остальные ребятишки из начальной школы (второклассники и четвероклассники) ездят на автобусе в Ильинскую школу. Всего-то три ученика, а обслуживающего персонала – четыре человека! Но, надо отдать должное, эту школу в Казанском районе сохранили. Более того, как сказала Татьяна Николаевна Белова, «нам бы только этот учебный год пережить! А дальше будет лучше, потому что по прогнозу в первый класс придёт семь малышей».

Школа в Благодатном была открыта в 1993 году. С тех пор и работает. Внутри – чисто и красиво, сделан хороший косметический ремонт. Есть помещение для детей из группы кратковременного пребывания. Отдельно – столовая. Для детей готовит вкусную еду повар Т.М. Клеменова. Классный кабинет хороший, светлый, оборудованный всем необходимым. Невысокие парты, подогнанные под рост детей, классная доска (обычная, на которой пишут мелом), есть компьютер.

С.З. Ражина в Благодатновской школе работает давно. Сама живёт в Ильинке и каждый день ездит на работу. Педагог она замечательный. Это видно сразу. Татьяна Николаевна Белова рассказала мне, что Сауле Заиндиновна прекрасно знает методику преподавания в начальной школе. Её уроки всегда интересны, продуманы до мелочей, чётко спланированы. На уроках – благоприятный психологический климат, взаимоотношения с детьми прекрасные. Это как раз тот непререкаемый авторитет учителя, которого практически нет в больших городских школах.

И ещё один немаловажный момент. Во времена масштабной оптимизации говорилось о том, что в малокомплектных школах невозможно добиться высоких результатов в учёбе. Мол, нет здесь ни материальной базы, ни хороших педагогических кадров. Материальная база в Благодатновской школе скоро пополнится современными устройствами, позволяющими разнообразить учебный процесс. А педагог здесь такой, что результаты учёбы детей тоже не замедлили сказаться. К примеру, четвероклассница Айнура Бекимова в прошлом учебном году заняла первое место в муниципальном этапе олимпиады по русскому языку. Это ли не заслуга педагога из малокомплектной школы?

Уезжая из школы со светлым чувством, я утвердилась в своём мнении. Малокомплектные сельские школы нужны, необходимы. И в этом уверены большинство родителей, чьи дети предпочитают именно такие "школки".

Автор: Тамара НОСКОВА