Медиакарта
19:27 | 17 июля 2024
Портал СМИ Тюменской области

Продвижение к свету

18:09 | 14 сентября 2012

Один из обычных домов деревни Полуяновой встречает путников голубым забором. Территория усыпана постройками: две бани – почерневшая старая и возводимая новая, сарай, хлев, беседка. На крыльце в компании девушки стоят два молодых человека. На незнакомца с фотоаппаратом они смотрят настороженно.

Навстречу выходит третий парень, как выясняет-ся, один из руководителей местного реабилитацион-ного центра «Движение» Алексей. Об его учреждении, избавлении от наркотической зависимости и проблемах на пути к полноценной жизни мы и ведём этот разговор:

  • Расскажите о «Движении». Как центр был организован и как он работает сегодня?

  • Мы реализуем 12-шаговую программу избавления от наркотической зависимости. Она широко распространена в России, а пришла к нам из США. Два года назад я был в Тюменском государственном реабилитационном центре, где проходил восстановление по этой системе. Тогда и зародилась идея создания подобного учреждения на тобольской земле. Сейчас мы заняты формированием общественного фонда и регистрацией документов для придания нашему центру официального статуса. В Министерстве юстиции она уже пройдена.

  • Как к вам попадают наркозависимые?

  • Тобольск – город маленький. Люди видят, какими мы были до реабилитации и какими стали после неё. Большинство из нас вновь обретает смысл жизни, начинает к чему-то стремиться. Молва идёт, нуждающиеся в помощи при-езжают. В основном, это люди в возрасте около 30 лет, с 15-летним стажем потребления психоактивных веществ. Среди прибывающих к нам преобладают «дезоморфиновые» наркоманы. Как правило, это те, кто понимает: дальше либо могила, либо нужно что-то менять, начать подниматься с самого дна.

  • Как принимает новичков остальной коллектив?

  • В центре царит доброжелательная атмосфера. У всех у нас одна проблема, потому и понимаем друг друга, поддерживаем, помогаем. Если здесь кто-то кого начнёт принимать в штыки – ожидаемого результата восстановления не будет. Случается, что после реабилитации ребята вместе на работу устраиваются или просто становятся друзьями.

Круг общения - важный вопрос. Однажды в Москве я кодировался от наркотической зависимости. Но продержаться без дурмана мне удалось лишь две недели. Виной тому – возвращение в дурную компанию. Именно поэтому мы стараемся сделать всё, чтобы наши постояльцы начали новую жизнь: создали семью, нашли работу, увлеклись разными видами спорта.

  • Сколько людей уже прошли восстановление по вашей системе?

  • За прошедший год мы выпустили «трезвыми» около 40 человек. В Тобольске они посещают две груп- пы для восстановившихся. Часть из них ходит в «Службу семейного консультирования». Остальные регулярно гостят в клубе трезвости и здорового образа жизни «Соратник». Там они встречаются, общаются, пьют чай с тортами.

  • А как они живут, оказавшись в вашем центре?

  • В «Движении» реабилитационный период длится три месяца. Всё это время человек живёт по строгому распорядку дня. Ежедневные утренние пробежки и обливание холодной водой, регулярные специальные занятия под руководством профессионального психолога. Они подкрепляются консультациями ребят, раньше употреблявшими наркотики. Есть и двухчасовая трудотерапия. Благодаря ей мы сейчас возводим баню, а также хотим увеличить число прочих пристроек. Но если вы услышите, что в реабилитационных центрах надрываются от непосильного физического труда - не верьте. Большую часть времени наши постояльцы заняты на психологических работах, а их главные инструменты – ручка и тетрадка, в которую записываются шаги избавления от химической зависимости и то, как действует наркотик, как он меняет сознание.

  • Почему вы занимаетесь реабилитацией наркозависимых?

  • Потому что у самого была такая проблема. Вместе с её преодолением появилось желание помогать другим. Я наркоманил шесть лет. Сначала было весело, потом это стало причиной многих проблем с родными и близкими. Тогда же я понял, что нужно искать выход из тупика. Им стала реабилитация. Уже два года живу без наркотиков. Даже алкоголь не употребляю. И сегодня, прежде всего, я думаю над тем, как самому остаться «трезвым». Помощь другим позволяет мне ещё больше укрепиться в этом стремлении.

  • Помогал ли вам кто-то выбираться из наркотического плена?

  • В первую очередь, родители. Друзья поначалу помогали, но потом стали отворачиваться от меня. Это было дополнительным толчком, чтобы «завязать».

Когда наступило отчаяние, со мной остались только родные. Они несколько раз отправляли меня в религиозные реабилитационные центры, но я больше одного-двух дней там находиться не мог – отталкивало навязывание чуждых мне представлений о Боге. Кому-то, может, это и помогает. В нашем центре в основе реабилитации лежит не духовная практика, а спортив-но-массовые мероприятия. Многие удивляются: человек 20 лет употреблял наркотики, а через две недели он уже пришёл в себя, начал пробегать 10-километровую дистанцию, стал закаляться холодной водой. Всё это напоминает возрождение или чудесное превращение. Бывали случаи, когда обессилевшего от наркотиков человека к нам буквально вносили на руках. Через три месяца в бодром и здоровом парне было не узнать бывшего наркомана.

  • Как разорвать свои отношения с дурманом?

  • Главное – желание. Это самая серьёзная опора на пути к цели. Без неё бессмысленно находиться в любом реабилитационном центре. Остальное – всего лишь знания, как одолеть тягу к отраве. Человек может воспользоваться этими наработками или нет.

  • Не было ли такого, чтобы в стенах вашего центра люди находили свою любовь и за счёт неё справлялись с зависимостью?

  • Нет, здесь это запрещено. Находясь тут, нужно думать о выздоровлении. Но темы чувств мы всё же касаемся. Работая в группах, делимся жизненным опытом, каждый может рассказать своих о переживаниях.

  • Случаются ли рецидивы?

  • Бывают. Но я скажу вам так: кто хочет выздороветь – выздоравливает. Кого больше привлекает прошлая жизнь - возвращается к ней.

  • Справедливо ли выражение: «Бывших наркоманов не бывает»?

  • Да. Например, сегодня я знаю, что буду «трезвым». Сказать так же о завтрашнем дне не могу. Я знаю, что это плохо – докатился до самого дна. Но кайф от потребления наркотиков помню всегда. При этом я понимаю, что нужно расти, развиваться, добиваться поставленных целей. Но никто не застрахован ни от чего. Кто знает, что будет завтра?

В будущем Алексей планирует построить свою ферму. Уже сегодня в подсобном хозяйстве «Движения» имеются свиньи, коровы, овцы и куры.

Невдалеке от центра раскинулась поляна. Поле для футбола не стандартное, но для спортивного досуга ребят подойдёт. Лучше, чем его отсутствие: безделье - мать многих пороков, в том числе и наркомании.

Беседовал С. Винокуров