Много забот и хлопот несёт осень трудолюбивым хозяйкам. Надо урожай в саду-огороде собрать, всё выращенное здесь ассорти превратить в варенье, разнообразные соления и салаты. Судя по увиденному, эта работа для жительницы деревни Михайловка Ефросиньи Ивановны Гопиенко не в тягость, а в радость.
В день нашего приезда хозяйка во дворе своего добротного, ухоженного дома под жизнерадостную молдавскую музыку занималась консервированием овощей. На полу в летней кухне, на улице на столе выстроились уже целые батареи банок с «закрутками»: с арбузами, огурцами и помидорами. Заготовки являются «солью» семейного стола в зимнее время. Домочадцы их о-о-очень уважают.
– Припасаю к зиме обычно сто банок с солениями и около двухсот с салатами. Всем нравится баклажанная икра. Чтобы она получилась вкусной, главные ингредиенты должны быть спелыми. Добиться этого в Сибири трудно. Поэтому ежегодно закупаю пять приличных по объёму сеток с баклажанами и болгарским перцем, – рассказывает хозяйка, подготавливая для консервирования очередную партию овощей.
Вот уже четверть века живёт Ефросинья Ивановна в Сибири. Уезжая за любимым человеком из обласканных щедрым солнцем родных мест, она и предположить не могла, как своеобразно сложится в чужих краях сюжет её жизни. С течением времени живописная деревенька в сибирской глубинке стала для неё второй родиной.
– Не так давно ездила в Молдавию. Пожила чуть-чуть у родственников, поймала себя на мысли: всё – не могу больше, хочу назад в Сибирь – домой, – говорит, смеясь, моя собеседница.
К находящейся в углу двора широкой колоде, наполненной комбикормом, прошествовала курица-наседка с десятком спешащих за ней пёстрых цыплят. Следом за куриным семейством вошёл во двор дородный серый гусак. Подойдя ближе, внимательно уставился на непрошенную гостью, словно раздумывая, что предпринять: вытянув шею, угрожающе зашипеть и прогнать или уж оставить в покое. Откуда-то из-за неразберихи хозпостроек свечой взметнулся петух, словно огненный фазан, специально завезённый сюда для украшения местной фауны. Развевая длинными перьями хвоста, громко, как в ладоши, захлопал крыльями.
– Птицы много держу: 150 кур у меня на подворье, 130 уток, гусей, правда, чуть поменьше. Часто из Сургута знакомая приезжает, закупает птицу по хорошей цене. Всё в дом копейка бежит, – рассуждает Ефросинья Ивановна.
Разнообразной скотинушки у трудолюбивой семьи Гопиенко не просто полный двор, а целое стадо: шесть коров, столько же молодняка крупного рогатого скота, двух нетелей хозяйка оставила для пополнения дойного поголовья. Ещё есть козы, овцы, свиньи. Поголовье их тоже немаленькое. Держат владельцы подворья и лошадей – незаменимых помощников хозяина при пастьбе скота. Молоко Гопиенко сдают на местный заготовительный пункт круглый год. Чтобы облегчить работу по доению коровушек, для Ефросиньи Ивановны недавно был приобретён доильный аппарат. Деньги от реализации молока и мяса семья имеет неплохие, но и достаются они, конечно, нелегко. На такое большое поголовье живности ого-го-го сколько кормов припасти нужно.
– Каждый день с пяти часов утра на ногах. Привыкли уже рано вставать, поздно ложиться. Корма своими силами заготавливаем. Трактор у нас есть, машина своя. Хозяину одному на сенокосе трудно. В летнюю пору сыновья помогают ему. Владимир в Сургуте вахтовым методом работает, Руслан в Тюмени трудится. В прошлом году совместными усилиями 250 копён поставили, по четыре-пять центнеров каждая. Всё сено вывезли на сеновал, сметали в скирды. В этом сезоне объём работ поменьше будет, прошлогоднего сена много осталось, – делится заботами Ефросинья Ивановна. – Ни одно блюдо без мяса не готовлю. И зимой, и летом его у нас много. Мужчин надо хорошо кормить. Иначе какие из них на сенокосе будут работники, – смеётся хозяйка.
Признаться, было очень приятно с ней общаться. Понравились её открытость, добродушие, оптимистичный взгляд на жизнь. Упорство и труд приносят этой сельской семье достаток.
Фото Алексея ШАЦКИХ