Образование, как отрасль социальной сферы, касающаяся практически каждого жителя района, живет в настоящее время ожиданием начала нового учебного года.
О том, как планируется строить учебно-воспитательный процесс в нынешнем году, об ориентирах в новых взаимоотношениях в рамках образовательного процесса, готовности школ к новому учебному году мы беседуем с начальником управления образования П.Г. Гонцулом.
- Петр Георгиевич, прежде всего – чем образовательный процесс нынешнего года будет отличаться от прошлых лет?
- Если попытаться сформулировать коротко, то его суть состоит в переходе школы на самые востребованные технологии – информационную и проектную виды деятельности. Веление времени сейчас – отход от академических знаний в пользу практической их направленности. Именно на это ориентируют нас новые образовательные стандарты. В школу приходит новая педагогика.
Другой приоритет – это системное решение проблемы здоровьесбережения детей. Задача эта многогранная, требующая участия в ее решении ряда ведомств при ведущей роли школы. Ведь не случайно в областном центре совсем недавно состоялась Всероссийская научно-практическая конференция по этой проблеме с международным участием.
В число приоритетных направлений работы входит и создание условий для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Такие задачи поставлены перед образовательными учреждениями департаментом образования и науки.
- Какова степень готовности материально-технической базы школ к новому учебному году?
- Специально сформированной комиссией все школы проверены на предмет готовности каждой из них к приему детей, что засвидетельствовано соответствующим документом за подписью всех членов комиссии. Все запланированные работы по ремонту школьных объектов проведены с вполне удовлетворительным качеством. Незначительные недоделки остались в Зареченской и Шестовской школах, в ближайшее время работы будут завершены и в них. Надо сказать, что на ремонтные работы в этом году потрачена довольно приличная сумма – 43 млн рублей, в том числе часть из них – деньги муниципального бюджета.
- Особый интерес вызывают первоклассники. Сколько их в нынешнем году пойдет в школу? Какова тенденция изменения их численности, скажем, за последние пять лет? Будут ли обеспечены учебниками?
- В нынешнем году школы примут 263 первоклассника. Против ожидания, это существенно ниже их числа в истекшем учебном году, тогда их было 301. Что касается динамики, судите сами:
2008 – 2009 учебный год – 274 первоклассника;
2009 – 2010 – 257 (-17);
2010 – 2011 – 285 (+28);
2011 – 2012 – 301 (+16);
2012 – 2013 – 263 (-38).
Более десяти школьников первого класса будет в семи школах района: Тукузской, Дубровинской, Зареченской, Осиновской, Черноковской, Казанской. А Вагайская школа в нынешнем году формирует аж четыре первых класса – 87 школьников. Учебниками для этой категории учащихся будут обеспечены все школы.
- Свобода в выборе программ в начальном звене, предоставленная школам, привела к большому их разнообразию, что, естественно, влечет за собой определенные трудности в обеспечении учебниками. Как решается эта проблема?
- Разнообразие действительно существенное. Большая часть школ предпочла перспективную программу, таковых 13 образовательных учреждений.
«Начальную школу 21 века» - 6, «Школу 2100» - 2 и по системе Занкова занимаются две школы. На сегодняшний день большая часть учебников в район поступила. Значительных проблем с обеспечением ими школьников начальных классов не будет.
- Отличительной особенностью нынешнего года является введение в школу принципиально нового курса, очень неоднозначно воспринятого обществом, и споры о котором продолжаются до сих пор. Речь идет об «Основах религиозных культур и светской этики». Вагайский район готов к его введению?
- Спорить и обсуждать можно до официального утверждения документа, после – его надо исполнять. Считаю, что район готов для полноценного преподавания этого курса.
- Что для этого сделано?
- Во-первых, все школы уже весной с учетом мнения родителей определились с предпочтительным направлением в изучении этого курса. Модуль «Основы православной культуры» будут изучать школьники пяти школ, 67 человек. «Основы исламской культуры» - школьники трех школ, 52 четвероклассника. Большая часть образовательных учреждений предпочла нейтральные модули – «Основы мировых культур» и «Основы светской этики» - 116 школьников.
Кстати, Вагайская школа избрала три модуля.
Все 34 учителя района, которым в новом учебном году предстоит вести этот предмет, прошли курсы повышения квалификации. Кстати, это не только учителя начальных классов. В пяти школах района эти уроки поручено вести учителям-предметникам. Учебниками все школы обеспечены.
Несмотря на то, что, казалось бы, проведена большая подготовительная работа по безболезненному освоению нового предмета, тем не менее, думаю, что определенные трудности впереди будут обязательно.
- Петр Георгиевич, ключевая фигура в решении сложных задач образования, о которых, в частности, говорили и Вы, - это учитель. Есть ли в нынешнем году проблемы с педкадрами? С чем в этом смысле мы входим в новый учебный год?
- Преподавание практически всех предметов в нынешнем году будет обеспечено специалистами соответствующей квалификации.
Педагогические коллективы в школах в основном стабильные. Однако средний возраст вагайского учителя довольно солидный. Молодежь в силу известных причин к нам идет неохотно. Вот и в этом году уже принятый на работу молодой специалист из-за квартирной проблемы заявил о своем уходе с работы. Пути решения этой проблемы пока не найдены.
Но дети не виновны в том, что их учителя окончили вуз в 20 веке, и тогда же нарабатывали свой опыт. Следовательно, учителям с многолетним стажем надо с учетом требований времени перестраиваться, потому что бездеятельный учитель ничего не сможет дать своему ученику.
- И последнее. Что бы Вы хотели пожелать просвещенцам района накануне нового учебного года?
- Перед школой сейчас стоят сложные задачи. Модернизация и инновационное развитие ее предполагают воспитание таких качеств, как инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения. Все эти навыки формируются, начиная с начального звена обучения. Желаю всем педагогам успехов в решении этих задач, удачи, семейного благополучия.
Беседовал Ишмухамет ГАЙСИН