Медиакарта
18:58 | 8 мая 2024
Портал СМИ Тюменской области

Маленький принц прилетел

22:18 | 18 сентября 2012

Свою версию сказки «Маленький принц» 15 сентября представил театр кукол. Режиссер и автор инсценировки Наталья Явныч еще до премьеры советовала приводить на спектакль детей, которым уже исполнилось девять лет. Младшие могут просто не понять сказку-притчу Антуана де Сент-Экзюпери, даже адаптированную для детей. Однако зал оба раза (в субботу было дано два спектакля) был полон детей разного возраста. И даже малыши смотрели сказку внимательно. А мамы детей в финале даже плакали. … Идею поставить на сцене театра кукол «Маленького принца» Наталья Явныч вынашивала давно. Но никак не могла на это решиться. С одной стороны, сказка вроде бы идеальна для кукольного театра, словно создана для него. В теории кажется, что перевести «Маленького принца» на сценический язык кукол не так уж трудно. А вот как решить его в театре драматическом, Наталья, например, вообще не представляет. С другой стороны, создать на сцене атмосферу именно «Маленького принца», которого все читали и о котором у всех есть свое представление, – задача все же не из простых. Многие пытались. Удалось далеко не всем. – В итоге я написала свою инсценировку, – рассказывает Наталья. – Я сделала акцент на Летчике, хотела показать трансформацию, которая совершилась с ним в пустыне после крушения самолета. То, что происходит на сцене, включая появление самого Маленького принца, – все происходит в сознании Летчика… Сам Маленький принц (актер Антон Нестеренко), в постановке Натальи Явныч играет роль, скорее, «внутреннего ребенка» Летчика (актер Александр Ганичев). Он – тоже мираж, детская часть взрослого человека, которая знает, что любовь к власти, деньгам и самому себе – это вещи в контексте человеческой жизни второстепенные. Это мираж, который помогает Летчику вспомнить, кто он такой и зачем существует. В итоге зрители получили невероятно красивую, грустную и полную замечательных кукол постановку. Оказалось, что Александр Ганичев – человек-оркестр. Его голосом говорит большинство персонажей. И не только голосом: они переняли его мимику, пластику. Его Летчик – настоящий пилот. Антон Нестеренко хоть и спрятался за куклой Маленького принца и вообще изо всех сил притворяется, что его здесь нет, узнается сразу. Не говоря уже об остальном актерском составе. Вадим Еременко, Анна Ганичева, Евгения Глухих, Юлия Графеева, Наталия Гуцан и Александр Бердников создают на сцене важный персонаж – Пустыню. То, без чего Летчику и Маленькому принцу не рассказать свою историю. И, кажется, что все есть, но несколько вопросов к создателям спектакля у меня все же родилось.

На вопросы ответит спектакль Во-первых, как мне показалось, даже девятилетние дети получившийся спектакль понять в полной мере не смогут. Несмотря на обилие кукол, он совершенно взрослый, построенный на понимании того, как устроен взрослый мир и люди в нем. Наталья Явныч, впрочем, говорит, что «жалеть детей» не собиралась. Пусть они поймут спектакль так, как смогут. Хотя режиссер и соглашается с тем, что некоторая подготовка перед просмотром спектакля ребенку потребуется. Надо хотя бы прочесть вместе с родителями сказку Антуана де Сент-Экзюпери. Еще лучше – обсудить прочитанное. Сюда же можно отнести и приглушенное освещение сцены: все происходит в полумраке, и детям тоже надо к этому привыкнуть. Впрочем, судя по реакции первых зрителей, их заворожила сценография. И, наверное, что-то свое из спектакля вынесли даже те, кому меньше девяти лет. Во-вторых, на мой взгляд, «внутренний ребенок» Летчика оказался несколько иным, чем в самой сказке. В нем много не столько детской непосредственной мудрости (мы же знаем, что устами младенца глаголет истина), сколько просто грусти. Маленький принц и Летчик хотя в некотором роде и противопоставляются друг другу, но, по сути, у них получается довольно печальный монолог безо всякой детскости. Возможно, это как раз потому, что Маленький принц – часть Летчика? В-третьих, меня удивил мелодраматический финал постановки. Летчик, раскинув руки, под щемящую сердце музыку поднимается по «взлетной полосе» и долго стоит, подняв лицо к огромной бутафорской розе. Ничего не понятно, но плакать хочется. Кстати, о розе. Наталья Явныч рассказывает, что видела несколько постановок «Маленького принца» в разных театрах, и везде роза была женщиной. В тюменском театре сознательно решили от этого образа уйти. Иначе можно совсем запутать маленького зрителя. – Понятно, что писатель имел в виду свою жену, – говорит Наталья Явныч. – Но появление женщины, за которой ухаживает маленький мальчик, показалось бы странным. Поэтому роза обнаруживается только в самом конце – как символ дома, куда возвращается каждый человек. Как символ любви и человеческой души.

Ее первый «Маленький принц» Если маленькие дети чего-то в спектакле и не поняли, то не остались обиженными не только благодаря режиссеру, но и благодаря игре актеров и работе художника Елены Волковой, которая создала декорации и набор замечательных разноплановых кукол. Помогла соединить живой план с кукольным. Содержание спектакля, таким образом, получилось взрослым, а картинка – интересной детям. Для Елены Волковой, художника из Кургана – это первый «Маленький принц». И она решила его по-своему, благо, что с режиссером у них сразу возникло полное взаимопонимание. Первое, что мы видим – это крушение самолета: на полутемной сцене, в отблесках молний, это игрушечное дребезжащее существо похоже на дракона. Существо – потому что из деталей разбившегося самолета потом будут складываться куклы Делового человека, Фонарщика, Пьяницы, Короля и всех других жителей планет-астероидов, с которыми доведется познакомиться Маленькому принцу. Конечно, к этим осколкам для завершения образа кукол добавятся и другие детали, но создается полное ощущение, что в спектакле нет ничего лишнего и что задействован каждый осколок. Наблюдать за тем, как из кусочков собираются куклы с разными характерами, – это отдельное удовольствие. Даже поверить трудно, что актеры, так слаженно и грамотно работающие на сцене, репетировали постановку всего в течение трех недель, а Елена Волкова придумывала кукол буквально на ходу. … «Маленький принц» тюменского театра кукол – это множество удачных находок. Даже хочется, чтобы его посмотрели зрители других городов. Может, такая возможность представится, несмотря на то, что в постановке масса крупногабаритных декораций, которые всегда так трудно и дорого вывозить на гастроли?

Автор: Оксана Чечета