Медиакарта
10:30 | 20 декабря 2024
Портал СМИ Тюменской области

Третья операция

Третья операция
14:17 | 19 сентября 2012

На долю маленькой Наташи в раннем детстве выпало столько боли и страданий, сколько иной человек не перенесет за всю свою жизнь. А ее молодой маме, Вере Георгиевне Мальковой, учительнице начальных классов Зареченской средней школы Вагайского района, пришлось испытать столько забот и хлопот, что она об этом даже через многие годы не может вспоминать без слез. Правда, теперь бывают иногда и слезы радости за то, что удалось пережить, казалось бы, непреодолимые трудности. А преодолены они были с помощью многих людей: и окружающих ее, и незнакомых, и уж совсем далеких, живущих на другом конце света.

Дело в том, что рождение Наташеньки принесло матери не только радость, но и горе. Еще в роддоме ей определили страшный диагноз: переднемозговая грыжа, которая обезображивала милое детское личико в части переносицы.

А в Тюменской областной больнице, куда сразу же поехала Вера Георгиевна с новорожденной, диагноз подтвердили и сказали, что для излечения потребуется сложная хирургическая операция и, возможно, не одна. Только оперировать придется в три года. Однако предупредили: это могут сделать нейрохирурги Московского института им. Бурденко.

Время шло, а волнение матери не проходило. Она обращалась за помощью в разные места, в том числе и телевизионную программу «Здоровье», сотрудники которой и связались с этим институом. Оттуда запросили документы, результаты анализов Наташи. А потом пришел вызов. В этом институте действительно проводили операции детям, страдающим тяжелейшими деформациями черепа и лица.

И начались поездки в Москву. Можно только представить, как молодая женщина с маленькой больной девочкой из глубинной деревеньки Мухино-Мальковой разным транспортом добиралась до столицы, до нужного лечебного учреждения, проводила время в очередях и жила в гостиницах.

Сперва была сделана операция на лице. Выяснилось, нужна еще одна. И снова поездка в институт, и снова операция. Но и она не привела к желанным результатам. Требовалась третья, но московские врачи из-за ее сложности не брались оперировать: мол, всякое может быть.

Вера Георгиевна была готова впасть в отчаяние. В нашей стране больше никто не сможет помочь дочери…

- И тут, - вспоминает она, - нам неожиданно повезло. В Москву приехали американские врачи и посетили Институт нейрохирургии им. Бурденко. Там они обследовали больных детей и пригласили их в Международный институт черепно-лицевой хирургии (США) на лечение, которое, договорившись с Советским детским фондом, решили провести бесплатно. Нам, родителям, надо было оплатить только поездку в Америку и обратно. Было отобрано 11 детей в возрасте от 5 до 18 лет из разных концов Союза…

Родители стали ждать вызова детей в г. Даллас и копить деньги на дорогу.

Откуда могла взять средства для этой цели молодая сельская учительница при малой зарплате? На помощь пришли учителя местной школы во главе с директором В.И. Сырчиной, райком профсоюза работников образования, педагогические коллективы других школ. Нужная сумма денег была собрана.

Наконец в сентябре 1989 года от директора института и госпиталя черепно-лицевой хирургии доктора К. Сальера пришел вызов в г. Даллас. Группу маленьких пациентов было поручено в поездке за океан и в госпитале сопровождать молодой реанимационной сестре одной из московских детских городских больниц Наталье Кузнецовой, и это не смотря на то, что с шестью детьми поехали родители.

Уже сам перелет через океан явился нелегким экзаменом, но ребята его выдержали. А оставшиеся в Москве их родители переживали и плакали.

В Далласе же доктор Сальер постарался пребывание детей устроить так, чтобы они не чувствовали себя оторванными от дома. Они были размещены в красивой гостинице, а некоторых взяли к себе домой местные америкацы, предложившие попечительство. Им организовали путешествие по городу, поездку в цирк и т.д.

На Рождество детей взяли жители города в свои дома и устроили им хороший праздник с весельем, подарками, игрушками.

Наташа праздновала у «папы Джима», «мамы Кэт» и их сына Эрика и осталась очень довольна их отношением, только сожалела, что не могла говорить по-английски. Зато получила игрушки, фотографии с праздника на память.

Но главным было, конечно, лечение в госпитале. Операция прошла успешно. И вообще все пребывание в Далласе прошло хорошо. Все 33 дня, прожитые в США, дети ни в чем не нуждались, вели себя достойно. Сопровождавшая медсестра потом написала в записке Вере Георгиевне, что Наташа в госпитале была самым лучшим «пациентом».

Кстати, Вера Георгиевна не смогла встретить группу ребят из Америки. Вовремя не сумела попасть на нужный аэропорт в Москве, и дочку взяли к себе родители одного из мальчиков группы. Там и нашла ее мама.

Все хлопоты, все заботы о Наташе были позади.

Жизнь семьи входила в обычное русло. О далеком путешествии «за здоровьем» можно было забывать. Но постоянно напоминали о том времени фотографии, игрушки. Одна из них, подаренная там, говорила по-русски: «Я Микки Маус». А однажды напомнило о жизни в далекой стране письмо, пришедшее из Далласа. Его написала «мама Кэт». «Здравствуйте, Вера и Наташа. Сегодня Джим и сын Эрик едут в Москву, и с ними отправляю вам это письмо… Как у вас дела? Как Наташа?

Я хочу сказать, что всегда надо надеяться на лучшее. Мы часто разговариваем о тех детях, которые были здесь!..». Письмо было маленьким, текст на английском и русском занимал менее страницы, но какие воспоминания и эмоции вызвало оно!

Мы с фотокорреспондентом «районки» З. Чанбаевым в семье Мальковых побывали два года спустя после излечения Наташи. В то время она, нормально закончив первый класс, училась во втором. Маму и дочку, таких довольных и счастливых, фотографировали для газеты. О них многие узнали в районе, следили за их судьбой.

Как же сложилась жизнь Наташи и ее мамы? Чтобы узнать об этом и рассказать читателям, я все с тем же фотокором «районки» через двадцать лет после первой встречи в 1992 году снова побывал у Мальковых. Теперь Вера Георгиевна с мужем Тимуром, отчимом Наташи, живет в поселке Заречном в своей квартире. 18 лет назад родила сына Сергея. Он здоров, окончил среднюю школу.

С трудом, но тоже получила в этом поселке квартиру двадцативосьмилетняя Наташа. И у нее своя семья: гражданский муж Сергей и двое детей. Сыну Саше еще нет и года, а дочке Ане уже пять лет, то есть у нее тот самый возраст, в котором сама Наташа уже перенесла несколько операций. Несмотря на перенесенную в раннем детстве болезнь, Наташа в школе училась удовлетворительно и даже поступила в Тобольский педколледж, который через два с половиной года по каким-то своим соображениям решила покинуть. Так и не стала учительницей, как ее мама. Работает на разных работах. В день нашего приезда была занята на подготовке местной школы к новому учебному году: вместе с другими работниками вела покраску.

Главное, она осталась жива и здорова и выполняет свое предназначение на земле: рожает и воспитывает детей.

Что же касается Веры Георгиевны, то она продолжает трудиться учительницей в школе, помогает растить внуков. Счастлива. Хотя счастье ее оказалось трудным.

Яков ЧИСТЯКОВ, член Союза журналистов России