Об этой встрече мы, жители соседних деревень Дорониной и Сосновой, мечтали уже давно. Но осуществили свою мечту лишь нынче. И все это благодаря двум активным организаторам – Москвиной (Дорониной) Людмиле Васильевне и Созоновой (Терлеевой) Надежде Михайловне. Первая живет в Куларово, где вплоть до ухода на заслуженный отдых учила детей биологии. Вторая – в Тобольске, по роду занятий - налоговик. А оба ее родителя – это наши учителя. Зоя Михайловна вела немецкий язык, Михаил Сергеевич, директор Фатеевской восьмилетки, - историю.
Самым полным составом прибыли сестры Доронины – Альбина из Тобольска, Татьяна из Аромашево, Нина из Дубровного, Наталья из Тюмени. А также их двоюродная родня. Надо заметить, почти вся наша деревня – это Доронины. Как и автор этих строк. Только я – из однофамильцев.
Местом для пикника послужил иртышский берег. Правда, не сам его высокий яр, куда раньше сходились мы на вечерки и праздники. А местечко пониже. День был жаркий, и мы ушли в тень к раскидистым тальникам.
Сколько здесь, на этом яру, было сбито сапог и туфель. Сколько песен и лихих народных частушек звучало. Как ходили «стенкой» по улицам. Мы, девчата, взявшись под ручку, человек по шесть, впереди. А мальчишки – следом за нами. На встрече только и слышалось: «А помнишь?..», «А помните?..» Были радость от встречи и печаль от того, что предстало нашим глазам. Прежде чем расстелить наши скатерти-самобранки, мы хотели пройти по своим деревням. Но в деревне Дорониной, где на нашей памяти было три десятка дворов, нынче все заросло бурьяном. До своих «пенечков» добраться попытались и не смогли сестра и братья Сухинины – Светлана, Сергей и Михаил. Их мама, Зинаида Михайловна, – учитель-словесник, которой уже нет в живых, ежедневно ходила отсюда на работу в Фатеево. Туда же, за три километра, бегали и все мы. И не только в школу, но и в клуб. Сколько бывало расстройств, если вдруг пропустишь кино или танцы по воскресеньям.
В связи с этим запомнился такой случай. Отработав дневную смену на току в родной деревеньке, «снарядились» мы в клуб в Фатеево. На подходе же к большаку слышим конский топот за нами. Смотрим – гонит верхом наш доронинский бригадир, Доронин Георгий Степанович. Поравнялся с нами, сообщает: срочно надо на ток в ночную. Поступило много зерна. «Выручайте, мои хорошие». Что тут делать «хорошим»? Повернули назад, выходные наряды сняли, переоделись в рабочую одежду - и по-новой на сортировку.
Мы всегда все лето и осень помогали колхозу. На любую работу шли. И на встрече нынешней нашей вспоминали о том, как уже в третьем классе готовили веточный корм для колхозных овец – по полсотни веников за день, тальниковых и из крапивы. А после 5 класса с одной из пожилых колхозниц, тетей Нюрой Дорониной, пололи от сорняков посевы зерновых и льна.
Мы росли, изменялся и характер работы. Летом после седьмого класса стали нас наряжать на метку, ворошить кошенину, подбирать ее в копны. А мальчишек - возить эти копны к стогам. Ах, как пахли медово травы и особенно клевер. Как был вкусен общий обед где-нибудь в тени под березой или густым шатром тальника.
В августе переключались на уборку льна. Теребили его вручную. А затем вязали в снопы. Трудоемкое это дело: целый день - согнись-разогнись, руки колют жабрей, осот. Но за лен хорошо платили, как тогда нам казалось. Я на эти «льняные» деньги купила школьную форму. А первого сентября на торжественной линейке поименно назвали всех, кто усердно работал летом, и вручили нам премии. Сколько радости было.
Подобными достижениями из нашей школьной поры мы имели возможность погордиться на встрече. Как и тем, кто чего достиг. Это своеобразное интервью вела Альбина Михайловна Доронина из Тюмени, дочь Натальи Ивановны Дорониной, заведующей нашей Доронинской начальной школой. Ее тоже нет на земле, но осталась добрая память. Приятно удивила нас и дочь. В свои 70 лет она очень активна, жизнерадостна и общительна. До сих пор работает в государственном секторе, где трудится специалистом по недвижимости.
Самым же старшим по возрасту оказался Владимир Павлович Слепцов. Ему 74. Всю жизнь проработал он на Фатеевском ФАПе. Исходил пешком всю округу на десятки и сотни раз. Вот таким сельским подвижникам и давать бы награды высокие.
Или вот таким, как Людмила Яковлевна Попова (Чуба) из Выдумки, что всю жизнь проработала на ферме. Доила коров. И гремела на весь район как одна из лучших доярок.
Или как Зинаида Васильевна Коробейникова из Дубровного. Многодетная мать. Вырастили с мужем и воспитали семерых детей.
Или как Нина Ивановна Рыбьякова (Доронина), бывшая медсестра Дубровинской участковой больницы, тридцать лет отдавшая медицине. И имевшая дело в основном с больными детьми.
Тридцать шесть человек было нас на нынешней встрече. И о каждом можно сказать что-то доброе и хорошее. Жизнь, конечно же, не кино, может, кто-то и сплоховал в своей жизни и оступился. Но в основе своей доронинцы и сосновцы – народ приветливый, работящий и дружный. В посевную, сенокос, уборочную страду, бывало, никого праздношатающегося в деревне не увидишь. При колхозах у нас в Дорониной был и дойный гурт, и откормочник, и овчарня, и звероферма, чернобурок на ней растили. И земля была обихожена: все поля и покосы.
А как праздники отмечали. Особенно – престольный. День первоверховых апостолов Петра и Павла, в народе называемый Петров день. Готовились к нему тщательно. Прибирали в домах – намывали все, начищали. И из каждой печной трубы доносились вкусные запахи сдобы, шанежек, пирогов. Наезжало много гостей. В том числе из заречья - из Дубровного, Экстезеря. И на нынешней встрече, проходившей вслед за «петровками», этот праздник мы вспоминали как один из самых любимых.
В ходе нашей беседы мы узнали о судьбах тех, кто учил нас когда-то, с кем сидели за партой или жили бок о бок. И для тех, кто вышел отсюда, все это свято.
Для меня, к примеру сказать, самыми родными и дорогими людьми остались сестры Доронины, с кем мы жили в соседстве. Мама моя, Ефросинья Александровна, ночью дежурила, сторожила на ферме. А отца у нас не было. Я боялась дома одна. И всегда убегала на ночевку к соседям. Мы ровесницы с Таней, что вторая в ребячьей лесенке. Но и к самой старшей, Альбине, притыкаюсь я постоянно. У нее портновский талант, неизвестно откуда. В нашу школьную пору она обшивала всех девчонок в деревне, в том числе и меня. Постоянной ее клиенткой я была и в студенчестве. На третьем курсе Тобольского педучилища, когда проходили практику и я давала свой первый урок, Аля сшила мне строгое элегантное платье. При анализе урока методист наш Роза Бадретдиновна Муратова, чью похвалу заслужить было довольно не просто, сказала: «Надя, ты сегодня достойна получить высокую оценку не только за свой урок, но и за внешний вид. Выглядела ты, как настоящая учительница».
А когда два года назад я попала в травматологию с переломом руки и лежала на вытяжке, первым, кто появился у моей больничной кровати, была Аля Печеркина (ее нынешняя фамилия). Примечательно, что по образованию она педагог. Но работала в школе мало. Также вот после травмы, переломом ноги, перешла в швейную мастерскую. Потом взяли ее в горком партии. А после – в администрацию. И в ее тобольской квартире только кто из нас ни гостил… Всем хватало там места и приветливого тепла.
Да, великое дело – деревенская общность, деревенские наши связи. Вот надумали съехаться, а где стать своим «станом»? У кого притулиться? Ведь деревни-то нет. И тут нам пришло приглашение из деревни Сосновой. Мы этим приглашением воспользовались. И не пожалели о выборе. Семейная пара Рыбьяковых сделала всё, чтобы эта встреча запомнилась. Александр Константинович обиходил весь берег, повыкашивал всю траву. Наготовил нам угощения – нашей рыбки иртышской, вяленой. Посидели мы очень славно, пообщались, поговорили.
Из прежних же сосновских жителей были только Трегубова Валентина Геннадьевна, Германюк Тамара Зиновьевна и председатель ветеранской «первички» Сенотова Любовь Антоновна. Да один уроженец деревни Чечневой, которой на карте уже нет, Николай Васильевич Панкин с женой. Приехали из Тобольска.
Кстати заметить, никого у нас дальних не было. В основном все живут в границах одной Тюменской области или даже своего района. Непростительно нам конечно,что, дожив до седых волос, только сейчас вспомнили свою родину.
И вот что мы надумали! А не сделать ли нам часовенку в память о нашей деревне? Между двух озерков, у которых она стояла? Или где была школа? Или прямо на кладбище, где лежат наши предки? Ведь четыре века деревне от ее основания! Это всё-таки что-то значит! Пусть хотя бы память останется.
Надежда ЮЖАКОВА (Доронина), ветеран педагогического труда
с. Шишкина
Фото Альбины Печеркиной