На прошлой неделе сотрудники Комплексного центра социального обслуживания населения провели ряд мероприятий на территории Прохоровского сельского поселения.
Поездка была вполне оправдана, то есть ехали не наобум, а с конкретными целями. В рамках областной акции «День трезвости» со школьниками планировалось провести беседу о вреде алкоголизма с последующим показом документального фильма «Я сюда никогда не вернусь». Также социальные работники намеревались впервые встретиться с молодой матерью, которая, несмотря на свой юный возраст, ожидает рождение второго ребёнка. Социальный патронаж в домах, где живут несовершеннолетние матери, осуществляется постоянно и ничего, кроме пользы, не приносит. Предстояло узнать, нужна ли супругам какая-либо помощь – материальная, психологическая… Ведь не исключено, что будущему младенцу потребуются вещи, одежда… А сейчас в КЦСОН есть в наличии пеленальный столик, который готовы подарить родителям будущего новорождённого.
Но первоочередной задачей, конечно же, являлся визит в семью, на которую поступил сигнал из контролирующих органов. Туда мы и направились…
…Поначалу входную дверь долго не открывали, хотя стучали настойчиво и достаточно громко. Наконец в сенях послышалась какая-то возня, грохот падающих пустых бутылок, и на пороге появилась женщина неопределённого возраста. Слегка пошатываясь, она дружелюбно заулыбалась и нисколько не препятствовала тому, чтобы мы смогли проникнуть внутрь жилища. Как выяснилось, это была соседка, которая в числе прочих гостей приятно проводила время в кругу развесёлой компании.
Картина, развернувшаяся перед нашим взором, с трудом поддаётся описанию. Просторные комнаты были напрочь пропитаны табачным дымом, всюду груды грязной посуды, разбросанные вещи… На диване храпели какие-то мужики, а тот, кто ещё «держался», нахохлившись сидел «с кислой миной». Средь всей этой толпы по квартире бродил четырёхлетний мальчик, прижимая к себе маленького щенка и взирая на происходящее непонимающими глазёнками. Его мать, видимо устав «от трудов праведных», спала в соседней комнате… Словом, в каждом углу господствовала атмосфера неблагополучия.
Само собой родительницу пришлось будить. Оторвав голову от подушки, она начала костерить незваных гостей, сопровождая свою речь отборным матом. Оставалось только поражаться, откуда в этой хрупкой женщине столько злобы и скверны? К тому же внешний вид дамы заставлял усомниться – известно ли ей вообще такое слово, как «расчёска»… Внезапно соскочив с кровати, она метнулась в «банкетный зал» и схватила в охапку ребёнка:
-Только попробуйте его у меня забрать! – истерично завизжала женщина, подкрепляя свой буйный протест неприличными жестами. Больше всего оскорблений досталось местному социальному работнику – на её голову вылились тонны словесной грязи.
Между тем, «сюрпризы» продолжались, и мизансцену пополнил новый действующий персонаж – старший сын хозяйки, лицо которого опухло от многочисленных синяков, а разбитые, словно вывороченные наизнанку запекшие губы, саднили и кровоточили… Самое ужасное, что юноша ещё не справил восемнадцатилетие. Свой обезображенный лик объяснил довольно-таки банально: «поскользнулся - упал». А насчёт внушительной ссадины на лбу младшего брата ничего сказать не мог. Только родительница заверещала с удвоенной силой:
-Он тоже упал!!!
Между тем в доме наблюдалось полное отсутствие каких-либо продуктов. В холодильнике, кухонном столе, шкафах - везде пусто. На «фуршетном» столике, между бутылок со спиртным, сиротливо приткнулась засохшая корка хлеба, размером со спичечный коробок. А на вопрос - ел ли сегодня что-нибудь малыш? - женщина ответила сакраментальной фразой:
-Не ваше дело!
Продолжая извергать ругательства, женщина упала в кресло, к ней подскочил «старшенький», замахнулся… Малыш бросил щенка и с рыданиями повис на руке брата… Ситуация выходила из-под контроля и за пределы здравого понимания. Решили вызвать подмогу – сотрудников правоохранительных органов, ведь оставлять ребёнка в таких условиях было немыслимо…
На время покинув «гостеприимный» дом, соцработники навестили молодую мать и побеседовали с ней. Убедились, в каких благоприятных условиях проживает молодая семья, как хозяева доброжелательны и расположены к тем, кто предлагает им бескорыстную помощь и проявляет внимание.
После этого встретились со школьниками и провели профилактическую беседу в формате живого общения. Ребята поначалу похихикивали и переглядывались, реагируя на заданный простой вопрос: «Кто из вас уже пробовал на вкус спиртные напитки?». Затем разговорились, а просмотр фильма, думается, зацепил всех без исключения… Хочется верить, что подростки сделали для себя правильные выводы, ведь требовалось понять одну простую истину: спиртное – не самый лучший спутник в начале молодой жизни…
Вскоре «Газель» вновь порулила в сторону «злачной» квартиры, где уже находились участковый уполномоченный и инспектор по делам несовершеннолетних. Посторонних людей на тот момент в доме уже не было, и вся семья пребывала в объятиях Морфея. Стоит заметить, что полицейская форма действует на многих людей отрезвляюще: начавшая было буйствовать мать быстро присмирела, часто-часто закивала головой, соглашаясь ехать вместе с младшим сыном в больницу.
-Ради детей снова закодируюсь, - бубнила она, суетливо собираясь в путь-дорогу…
…Во дворе на цепи сидела собака, на которой можно было пересчитать все рёбра. Голова от чрезмерной худобы выглядела непропорционально большой. Видеть несчастное животное в таком состоянии, особенно её взгляд, было невыносимо больно и страшно. Вместе с участковым мы съездили в магазин и купили булку хлеба, налили воды… Было опасение, что у псины от длительного голодания напрочь пропал жевательный рефлекс, ведь она просто заглатывала куски хлеба, а последний предусмотрительно зарыла у себя в будке.
Есть такое понятие - «неблагополучная семья». Правильно сказать – родители, отрицательно влияющие на своих несовершеннолетних детей. И к ним, хотят они этого или нет, визиты «незваных гостей» обеспечены.