Текст Виктория Ермакова, Аркадий Кузнецов
Национальный проект «Образование» решительно подтолкнул российские школы к действию, дав им стимул совершенствовать свою работу и укрепив их материальную базу. Начавшееся движение ещё не дошло до своей высшей точки, а образовательная сфера уже получила новый импульс. «Модернизация и инновационное развитие – единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире 21 века, обеспечить достойную жизнь всем нашим гражданам. В условиях решения этих стратегических задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Все эти навыки формируются с детства». Такими словами открывается программное положение национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», утверждённой президентом РФ в рамках Года учителя.
Педагоги единодушны во мнении, что жить и работать им выпало в очень интересное время: ведь раскрывать способности учеников, воспитывать людей порядочных и патриотичных, готовых к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире, невозможно без личностного и профессионального роста. Учитель и ученик – ключевые фигуры новой образовательной инициативы.
Впрочем, «Наша новая школа» поднимает не только кадровые вопросы... Необходимо модернизировать все стороны процесса – от введения новых образовательных стандартов до перестройки и переоснащения школьных зданий. И хотя многим коллективам, уже имеющим определенные наработки, не придётся начинать всё с нуля, их руководители понимают, что предстоящий труд будет непростым. О перспективах дальнейшего развития - разговор с директорами школ юга Тюменской области.
-Каковы были ваши первые впечатления после знакомства с проектом «Наша новая школа»?
Татьяна Михайловна Иванова, МОУ «Ламенская СОШ», Голышмановский район:
-Нас, как маленькую сельскую школу, очень заинтересовала кадровая составляющая проекта. Мы сохраняем стабильный коллектив, но он возрастной: из восемнадцати педагогов двенадцать имеют стаж работы не менее двадцати пяти лет. Молодёжь к нам не идёт, и до тех пор, пока не найдены пути решения этой проблемы, очень удобно, что образовательная инициатива даёт нам право приглашать в качестве консультантов преподавателей-пенсионеров и педагогов без специального образования.
Признаюсь, мы немножко встревожились, когда услышали о новой форме аттестации... Когда разобрались, успокоились: процедура прежняя, но теперь учителю, если он готов, позволено заявить о своём профессиональном росте без бюрократических препятствий и ожидания установленных сроков. Это нам очень близко... Когда-то мы сказали себе: сегодняшние дети не виноваты в том, что их учителя окончили вузы в 20 веке и тогда же нарабатывали основной свой опыт... Нам надо перестраиваться, потому что бездеятельный педагог ничего не сможет дать своему ученику. И все включились в процесс... Я приведу только один пример: трое учителей из нашей школы показали такие высокие результаты в рамках конкурса «Мой лучший урок», что получили возможность поехать в Москву. Представляете, что это значит для человека из глубинки? Сегодня мне как руководителю предстоит создавать новые условия для того, чтобы учителя и дальше совершенствовались, повышали свою квалификационную категорию.
И ещё: поскольку в сельской местности нет других образовательных учреждений, наши учителя разработали собственные авторские программы с учётом пожеланий родителей и потребностей детей, а потом организовали на их основе кружки. Теперь кто-то во внеурочное время занимается с детьми танцами, кто-то ведёт школу юного художника или экскурсовода. Ведь новые стандарты обучения предусматривают внеаудиторную занятость.
Ольга Михайловна Ключко, директор школы № 9 г. Тобольска:
-Изучив новый учебный план, мы были обрадованы, потому что давно поняли: элемент дополнительного образования очень перспективен. Наша школа – центр воспитательной и досуговой деятельности в микрорайоне, причём по всем направлениям: спортивному, трудовому, творческому, патриотическому. Например, наш школьный театральный коллектив пять лет держит первенство на городском конкурсе «Радуга талантов», а выпускники, впервые попробовавшие силы на школьной сцене, поступают в театральные учебные заведения страны. Есть у нас хор, изостудия, хореографический ансамбль. Ведут их профессионалы. Учителя также в стороне не остаются – у нас есть предметные кружки, организована исследовательская работа, существует научное детское общество.
Валентина Васильевна Базелюк, директор школы № 2 г. Заводоуковска:
-Из программных направлений, которые для современной школы во многом новы, - это научно-исследовательская деятельность. Но его многие школьные коллективы уже начали развивать. Наши дети, например, готовятся принять участие в областном креатив-фестивале, работают по краеведческому направлению, а одна из учениц - Татьяна Бородулина - будет выступать на проводимой ТюмГУ региональной конференции с научно-исследовательским проектом, касающимся влияния экономического кризиса на её родной город.
-Новая школа рассматривается теперь как некий центр взаимодействия с миром – с учреждениями культуры, здравоохранения, спорта, как место семейного досуга. Она должна обеспечить ученикам изучение не только достижений прошлого, но и технологий, которые пригодятся в будущем…
В.В.Базелюк:
-Кадры в школе – вот что самое важное, поэтому все без исключения наши педагоги прошли обучение, причём не только в ТОГИРРО… Они ездили в Санкт-Петербург, Барнаул, Новосибирск, чтобы определить свой уровень в сравнении с другими регионами. Поняли, что мы находимся на правильном пути, и ещё раз убедились, что учитель обязан быть вооружён современными технологиями. В нашей школе не только сделан капитальный ремонт, но и обновлён весь компьютерный потенциал, проведён Интернет. Библиотека реформирована в библиотечно-информационный центр, в своём роде единственный в области. Сюда входят большой конференц-зал, книгохранилище, абонемент, зал делового чтения – всё снабжено качественным оборудованием... Сейчас закупаем детскую литературу. Поскольку занимаемся по трём новым программам, нам остро не хватает учебников. Для начальной школы и профильных классов они приобретаются за счёт родителей.
Антонина Шмаль, директор Абатской СОШ № 2:
-У нас стабильный коллектив, причём среди преподавателей нет таких, что ходят на работу как на каторгу. Средний возраст сотрудников – сорок лет, это люди, уже многое умеющие, достаточно мудрые и вместе с тем молодёжь, у которой можно многому научиться. У трети учителей стаж работы в школе - до десяти лет. Из молодых специалистов никто не уходит, недавно приняли на работу преподавателей иностранного языка, физики и математики, начальных классов. По нормативам мы укомплектованы кадрами полностью, у нас работает только один совместитель, на период декретного отпуска одного из учителей. Мы же ещё и детей рожаем!
Нашу школу можно назвать кузницей кадров в Абатском районе, например, заместитель главы по социальным вопросам Виктор Рейн начинал именно здесь. У наших преподавателей есть высокий потенциал, и если появляется возможность карьерного роста, они могут реализовать себя. Трое из них получили премии в рамках конкурса по реализации приоритетного национального проекта «Образование» - Татьяна Логинова, Ольга Березинская и ваша покорная слуга. Кроме того, в рамках этого же проекта школа получила один миллион рублей, как учреждение образования, внедряющее инновационные проекты.
-«Наша новая школа» делает упор на индивидуальную работу с каждым учеником. Это реально при сегодняшней загруженности педагога?
В.В.Базелюк:
-
Более того, учителя именно так и работают... У нас огромное школьное учреждение: более тысячи детей учатся в две смены. Загруженность преподавателей предельно высока, тем не менее немыслимо подавать материал в расчёте на «среднего» ученика. Разница между основной частью класса и теми, кто желает и может продвигаться вперёд быстрее других, существенна... Кроме того, вместе с остальными ребятишками обучаются дети с отклонениями в умственном развитии, и мы должны сделать всё, чтобы помочь им социализоваться. Так что индивидуальный подход к каждому ребёнку необходим как воздух.
-Очень важное место в президентской инициативе занимает актуальнейшая на сегодняшний день задача сбережения и укрепления детского здоровья – физического и психического. Ведь дети проводят в школе значительную часть времени, и её сотрудники ответственны за то, чтобы не допустить развития у них хронических заболеваний, оградить от таких бед, как алкоголизм и наркомания.
О. М. Ключко:
-Лично мне это направление особенно близко: тобольская школа № 9 ещё десять лет назад сделала на нём акцент. Все наши педагоги прошли курс обучения по здоровьесберегающим технологиям и даже создали кафедру здоровья, объединяющую учителей биологии, физкультуры, медицинских работников, инструктора по плаванию (в школе есть собственный бассейн), социального педагога, психолога. Когда мы выиграли Президентский грант в рамках национального проекта «Образование», деньги в первую очередь потратили на тренажёры и организацию кабинета ЛФК. Причём наша школа – единственная в городе, где ведётся лечебная физкультура. Класс обычно делится на три группы: одна идёт в бассейн, другая – в спортивный зал, третья, имеющая соответствующие показания, - к специалисту ЛФК, у которого для каждого ребёнка разработан индивидуальный комплекс упражнений и нагрузок. В результате количество заболеваний опорно-двигательной системы в школе снизилось на 5-7%, болезни ЖКТ, благодаря правильно организованному питанию, - на 12-15%. Ещё одно наше нововведение – динамический час. Мы долго убеждали родителей в его необходимости и оказались правы: после двух уроков дети обязательно отправляются гулять, а потом возвращаются к занятиям. Да, время их пребывания в школе увеличилось, зато и индекс здоровья, где мы учитываем совсем не болеющих детей, достиг 57%, причём самые высокие показатели дают начальные классы!
Спортивные мероприятия – это тоже предмет нашей гордости. Мы участвуем во всех городских мероприятиях, у нас есть постоянный соперник, не позволяющий расслабляться, – школа № 16. Однако самой большой любовью пользуются спортивные праздники, в которых участвуют не только ученики, но и родители, и учителя. Это всем нам помогает сблизиться, пообщаться в непринуждённой обстановке, блеснуть теми талантами, которые раньше оставались в тени.
В. В. Базелюк:
-У нас тоже давние спортивные традиции, тем не менее введение по новым нормативам третьего часа физкультуры в будущем учебном году ставит школу в затруднительное положение… Ведь на тысячу с лишним детей одного спортивного зала недостаточно... Выход есть: земельная площадь нам позволяет установить уличные спортивные сооружения и даже разбить футбольное поле. Тогда бы часть ребятишек занималась в зале, часть – на улице... Всё упирается в деньги: у школы нет на это средств, а в тех инстанциях, куда мы обращаемся, относятся с пониманием к нашей нужде, но сию минуту тоже не могут помочь.
Приходится признать: по нам сильно ударил кризис – не удалось сделать многие необходимые приобретения. В своё время школе была поставлена некачественная ученическая мебель. За несколько лет она рассохлась, расслоилась и теперь требует срочной замены. Когда-то нам очень помогли депутаты областной Думы Виктор Рейн и Юрий Конев: благодаря им был оборудован компьютерный класс, заменены шкафы, столы и стулья, появились новые холодильные камеры, которые до этого не менялись с 1975 года. Видимо, теперь снова придётся обращаться за поддержкой.
-Тогда вопрос, что называется, по тексту программы... Мы читаем: «финансовое обеспечение будет построено на принципах нормативно-подушевого финансирования (деньги следуют за учеником)»... Большая школа здесь должна оказаться в выигрыше...
В. В. Базелюк:
-О выигрыше можно говорить в крупном городе, где есть конкуренция между учебными заведениями... У нас другая ситуация: большая школа так или иначе сумеет выжить, но ведь в районах множество маленьких сельских школ, которые без помощи просто погибнут. Для них подушевое финансирование – не выход... Вот и получается, что мы должны экономить, чтобы они могли жить и работать. То же самое я могу сказать и о поощрении учителей по результатам их деятельности. Нам говорят: зарплата может и должна зависеть от качества и результатов педагогической деятельности, оцененных с участием школьных советов... Но при современном финансировании это перекачивание денег из одного кармана в другой, потому что, прибавляя одному, я вынуждена забрать у другого... Да, надо премировать педагогов за качество труда, но скажите, кто из них некачественно работает? Люди трудятся в две смены и получают около двенадцати тысяч рублей, а молодые специалисты – 6-8 тысяч... Это же нищенская зарплата! А кто-то из молодёжи вынужден ещё и жильё снимать. Да, нам помогает администрация Заводоуковского района, но в связи с кризисом в городе заморожено строительство нескольких домов, и пока на получение квартир работникам школ рассчитывать не приходится.
А. Шмаль:
-К сожалению, в рамках государственных программ плохо решается вопрос с жильём. У нас есть учителя, например Татьяна Васильевна Лескова, которые работают более тридцати лет и продолжают жить в развалюхах. Конечно, это не молодые специалисты, но и молодёжь жилья не получает: преподаватели зачастую живут с родителями. Говоря откровенно, в настоящее время я и сама не имею жилья.
-Ну, а школы в каком состоянии? Ведь к зданиям теперь предъявляются особые требования, и даже типовые проекты планируется выбирать новые по итогам архитектурного конкурса.
О.М.Ключко:
-Постепенно вся инфраструктура школ обязана меняться. Школьное здание должно быть безопасным – это приоритет, удобным для организации учебного процесса и красивым, чтобы воспитывать у детей хороший вкус. Мы находимся сейчас в стадии реконструкции – на это выделены большие деньги, и то, что в итоге получается, очень нас радует.
Т.М.Иванова:
-Благодаря департаменту образования у нас в 2008 году был сделан капитальный ремонт. Предусмотрено всё: освещение, отопление, пожарная безопасность. Местные жители не перестают восхищаться: школа превратилась в настоящий центр сельской жизни. И вот показатель: нынче была очень холодная зима, но ни один класс не закрывался на карантин. Благодаря новым условиям питания, очистке воды, системе проветривания ученики стали намного здоровее... Но ребята и сами не остаются в стороне от благоустройства школы: за дизайн и оформление школьного двора мы получили приз отдела молодёжной политики Голышмановского муниципального района – отличный садовый инвентарь и большой пакет всевозможных семян. А в каникулы нам предложили украсить двор недавно построенной церкви – первой в нашем посёлке. Разобьём клумбы, посадим деревья: ведь у нас есть своё школьное лесничество и налажены замечательные отношения с Голышмановским лесхозом.
-Родители – ваши союзники в том, что касается реформирования школы?
В. В. Базелюк:
-Хочу воспользоваться случаем и рассказать о той огромной роли, какую играет в нашей школе управляющий совет. Когда вышло распоряжение губернатора о создании подобных структур, в родительских комитетах и попечительском совете долго шло обсуждение: какой это должен быть орган? В результате в него были избраны самые неравнодушные люди, и сейчас нет, наверное, такого направления, где не сказалось бы их участие. Это и разработка формы (мы решили, что она будет своя для каждого класса, чтобы помочь ребятам чувствовать себя единым коллективом), и соцзащита ребёнка, и работа с неблагополучными семьями, и контроль питания, и организация традиционных праздников, где мы чествуем элиту школы – отличников, активистов, лучших спортсменов, победителей творческих конкурсов. Естественно, родители – полноправные участники всех процессов школьного развития.
-Последний вопрос о самом приятном - об успехах ваших учеников...
Т.М.Иванова:
-В инициативе Президента много говорится о поддержке талантливой молодёжи, и это правильно! Ведь возможность выдвинуться в рамках олимпиад по тем или иным предметам для сегодняшних школьников кажется слишком узкой. Выход в Интернет расширил образовательное пространство учеников сельских школ, дал им шанс посоревноваться в интеллектуальном плане со сверстниками из других регионов. Ещё пять лет назад единицы из наших ребят отваживались сесть за компьютер и выполнить первые работы, но уже тогда достигались успехи. Сегодня в олимпиадах по основам наук в УрФО участвует 55 учеников нашей школы, в том числе представители среднего звена – 5-8 классов, которые раньше на такие конкурсы не попадали. Есть у нас участники Интернет-конкурса поэтов-переводчиков «Волшебник слова», есть стипендиаты главы района – на местном уровне десять лет существует поддержка талантливых учеников. Но хочется сказать и о грустном: две наши девочки, участницы очного тура Олимпиады «Юниор» были приглашены на развивающую смену в «Ребячью республику», но не смогли туда поехать, потому что надо было проплатить 19 тысяч рублей – очень большие деньги для сельской местности. Хорошо, что других ребят это не остановило, не убавило желания блеснуть своими талантами: в заочном туре конкурса нынче участвовало двадцать пять учеников, в очном – десять.
В воспитательных целях открыт кадетский класс, где занимаются юноши-старшеклассники. Руководит им бывший директор школы Николай Валентинович Малышев. Хорошо развито волонтёрской движение под руководством педагога-организатора Веры Григорьевны Зориной. Ребята устраивают спортивные соревнования, проводят дни здоровья, выпускают газету. А самое главное для посёлка, где стареет население, – это возрождённые традиции тимуровцев, помощь пожилым людям в ведении домашнего хозяйства.
О.М.Ключко:
Да, в школах есть замечательная молодёжь, которая показывает свои достижения не только на местном, но и на областном, региональном и даже всероссийском уровне, которая поступает в престижные вузы страны... И, конечно, есть педагоги-победители самых разных профессиональных конкурсов, которые наставляют учеников, дают им необходимые знания, развивают способности и ориентируют на победу. Так что с основными задачами, поставленными президентом Медведевым и направленными на взаимодействие ученика и учителя, на подготовку человека XXI века, мы, я думаю, справимся.