Спасти душу и сохранить здоровье
ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ
В истории человечества проблема, связанная с неумеренным употреблением спиртных напитков существует с незапамятных времён. Впервые об этом мы можем прочесть в Библии в истории праведного Ноя: «Ной начал возделывать землю и насадил виноградник; и выпил он вина, и опьянел, и лежал обнаженным в шатре своем» (Быт. 9, 20-21). Но это было сделано человеком впервые и по незнанию. А уже через две тысячи лет в Притчах Царя Соломона встречаются слова, обращённые к людям, которые страдают недугом пьянства: «У кого вой? у кого стон? у кого ссоры? у кого горе? у кого раны без причины? у кого багровые глаза? У тех, которые долго сидят за вином, которые приходят отыскивать вина приправленного. Не смотри на вино, как оно краснеет, как оно искрится в чаше, как оно ухаживается ровно; впоследствии, как змей, оно укусит, и ужалит, как аспид; глаза твои будут смотреть на чужих жен, и сердце твое заговорит развратное; и ты будешь, как спящий среди моря и как спящий на верху мачты. [И скажешь:] «били меня, мне не было больно; толкали меня, я не чувствовал. Когда проснусь, опять буду искать того же». (Притч. 23, 29-35)
Пьянство, алкоголизм – болезнь не только тела, но и души. Мы попросили ответить на некоторые вопросы, касающиеся этой проблемы настоятеля храмов во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» в с. Упорово и преподобного Серафима Саровского в с. Суерке иерея Василия ЛАПУХИНА.
- Батюшка, что такое пьянство, алкоголизм с точки зрения Православной церкви?
- По словам святителя Иоанна Златоуста, пьянство – несчастье, над которым смеются, болезнь, над которою издеваются, произвольное беснование, которое хуже умопомешательства. У святых отцов мы можем встретить множество высказываний по поводу пьянства. Например, святитель Василий Великий говорит, что пьянство - добровольно накликаемый бес, через сластолюбие вторгающийся в душу.
В то же время алкоголизм рассматривается как наследственное заболевание, как проявление родительского греха, отягчённого социальными условиями, в которых оказывается человек.
- В таком случае, как надо бороться с таким недугом?
- Прежде всего, необходимо чётко осознать свою зависимость от спиртного. Это нелёгкий шаг. Но признав факт заболевания человек преодолевает проявление такой страсти как гордыня. Важно, чтобы это была не просто констатация факта, а желание преодолеть собственную немощь. На деле часто происходит по-другому: родственники желают помочь избавиться близкому человеку от порока, а он либо сопротивляется, либо воспринимает это равнодушно. Хочется сказать, что сочувствие и молитвенная помощь необходимы, но без собственных усилий вряд ли что-то получится.
На определённом этапе больной нуждается в медицинской помощи. Следующим же шагом должно быть установление абсолютного запрета на употребление спиртного. А это начало длительного, упорногог труда, борьбы с собой, своими страстями. Важно обрести упование на Господа. Обращение в молитве к Нему и святым угодникам Божиим, Пресвятой Богородице, участие в церковных таинствах Покаяния, Святого Причастия придают силы в борьбе с грехом.
В наших храмах есть опыт принятия Обета трезвости. Совершается специальный молебен перед святыми иконами Господа нашего Иисуса Христа и Пресвятой Богородицы, перед Святым Евангелием и даётся обещание не употреблять спиртного определённый срок. Причём такой обет дают не только люди, страдающие винопитием, но и их близкие родственники в поддержку тех, кому они хотят помочь, за кого молятся.
- Сейчас распространённым средством борьбы с алкоголизмом стало кодирование…
- Закодироваться нетрудно. Но где же личность? Что такой человек конкретно сделал, чтобы стать другим? Изменится ли при этом его отношение к греху, будет ли искоренена причина? У тех, кто проходит кодирование, по свидетельству родственников появляются другие, прежде не заметные изменения в психике, страсти. Человек становится раздражительным, гневливым, или непомерно скупым, либо впадает в блуд, а порой и в тяжкую депрессию вплоть до самого страшного финала - самоубийства. Такие случаи, к сожалению, тоже бывают. Ведь вмешательство в психику человека на уровне подсознания опасно. Игумен Герман из Троице-Сергиевой лавры, занимающийся отчиткой подверженных бесовским воздействиям людей называет кодирование добровольным вселением беса на определённый срок и под расписку.
- Батюшка, а что бы вы могли сказать тем людям, которые продают спиртное несовершеннолетним, которые торгуют алкогольными суррогатами?
- «..а. кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили во глубине морской.
Горе миру от соблазнов, ибо надобно прийти соблазнам; но горе тому человеку, через которого соблазн приходит», - это строки из Евангелия от Матфея, глава 8. Что к этому добавить?..
Беседу вела Татьяна СЕДОВА.