Каждый талантлив по-своему. Если с помощью родителей или учителей школьник сможет выявить в себе талант – его счастье, его ждут светлое будущее и работа, на которую он будет ходить с удовольствием. Если нет – то безрадостное прозябание на нелюбимой работе. Проблема поиска своего места в жизни волнует не только родителей и детей, но и учителей.
В последние годы школа ориентировала своих выпускников на вуз. Но жизнь предъявляет иные требования. Материальное производство прежде всего нуждается в квалифицированных рабочих. Об этом, в частности, свидетельствуют размещаемые в средствах массовой информации объявления о потребности рабочих разного профиля. Очевидно, этой проблемой и в школе надо заниматься с той долей ответственности, которую она заслуживает. Ведь от нее в конечном счете зависит будущее каждого выпускника. Формализм, на мой взгляд, в этой работе противопоказан категорически.
И в областных, и центральных газетах часто встречаются материалы о переизбытке выпускников высших учебных заведений по профессиям, невостребованным реалиями сегодняшнего дня, которые пополняют, таким образом, армию тех, кто работает не по специальности.
Согласно исследованиям, проведенным специалистами высшей школы экономики, половина выпускников вузов работают не по полученной специальности, 25% выпускников работают на тех местах, где высшее образование не требуется вообще. Что касается выпускников педвузов, то по полученной специальности, как и 5 – 6 лет тому назад, работают всего лишь 5% выпускников.
Это, на мой взгляд, в том числе и последствия непродуманной профессиональной ориентации либо вообще ее отсутствия.
Между тем, как утверждают СМИ, потребность в квалифицированных рабочих профессиях сейчас постоянно растет при гарантии весьма ощутимого материального стимула.
Учителям математики в оказании помощи выпускникам в самоопределении, выборе своего будущего, на мой взгляд, принадлежит довольно значительная роль. «Страна нуждается в инженерных кадрах, а если в школах не будет сильного преподавания математики, физики, то проблему не решить», - сказал губернатор.
Проработав много лет учителем математики, могу утверждать, что этот предмет далеко не у многих школьников является любимым.
Причины тому разные, а в первую очередь это зависит от нас, учителей математики. Следовательно, мы не сумели донести до них ее логическую стройность, изящество выводов, красоту этого предмета. Стало быть, улучшение преподавания этого предмета, как и физики, формирование интереса к ним, следуя логике сегодняшнего дня, становятся категориями экономическими и являются одними из важнейших задач школы.
Благо, материалы ЕГЭ стали больше внимания уделять практическим заданиям.
Возможностей же у школы для ведения профориентационной работы более чем достаточно: беседы, лекции со школьниками, родителями, встречи с представителями разных профессий, экскурсии, наглядная агитация… А главное – совершенствование преподавания. Изучение математики, к примеру, предоставляет широкие возможности для воспитания интереса к этому предмету, для ознакомления детей с практическим применением полученных знаний. Я не буду останавливаться на страницах газеты на частных вопросах, путях и методах воспитания интереса к этому предмету (это проблема методических объединений), но хочу лишь сказать, что перед учителями точных наук время ставит важную задачу найти эти пути и методы, чтобы надлежащим образом подготовить школьников к освоению квалифицированных рабочих профессий, нужных сейчас, и чтобы эта строгая наука помогла бы выпускникам осуществить свою мечту.
Александра НИКОЛАЕВА, «Заслуженный учитель РФСФСР»