Медиакарта
13:27 | 23 декабря 2024
Портал СМИ Тюменской области

О вариативных формах образования

21:48 | 22 сентября 2012
Источник: Сельская новь

Сегодня много говорят об изменениях в системе российского образования, обновлении его качества. В условиях модернизации образования приоритетной целью становится развитие личности, готовой к правильному взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию.

В Концепции модернизации российского образования сформулированы ключевые компетенции современного качества образования, которое  предполагает ориентацию не только на «усвоение обучающимися определенной суммы универсальных знаний, умений и навыков, но и на развитие личности, её познавательных и созидательных способностей». Это означает, что необходимо перейти  от предметно-знаниевой модели обучения к практико-ориентированной, компетентностной.

Поэтому, основным результатом деятельности любого, в том числе и дошкольного образовательного учреждения, должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, необходимо учесть набор ключевых компетентностей воспитанников в социальной, интеллектуальной, информационной и других сферах личности и создание условий для её реализации. Именно в дошкольном возрасте закладываются основы компетентности (социальной зрелости) ребёнка, определяются траектории развития и успешной адаптации в меняющемся социуме.

Коллектив детского сада «Родничок» с. Абатского стремится к созданию благоприятных условий для всестороннего развития личности ребёнка, для развития эмоционально-нравственной, коммуникативной и интеллектуальной самостоятельности. С этой целью в дошкольном учреждении успешно внедряются различные вариативные формы предоставления услуг дошкольного образования: в режиме полного дня посещает детский сад – 245 человек, в режиме интегрированного кратковременного пребывания – 10, в режиме консультативного пункта – 10. Кроме того, работает адаптационный клуб «Малышок», для детей-инвалидов, не посещающих детский сад, предоставляется услуга – посещение на дому (2 ребёнка).

Режим полного дня является одной из вариативных форм предоставления услуг дошкольного образования для детей от полутора до семи лет (в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов), и обеспечивает реализацию прав ребёнка на получение доступного дошкольного образования, охрану жизни и укрепление здоровья детей, коррекцию физического и психического развития, интеллектуального, личностного развития ребёнка в соответствии с государственным образовательным стандартом, выбором занятий по интересам.

Интегрированное кратковременное пребывание (от 2 до 5 часов). Основные задачи данной формы – увеличение охвата детей услугами дошкольного образования, взаимодействие дошкольного учреждения с семьёй для полноценного развития детей дошкольного возраста, педагогическое просвещение родителей и взаимодействие для обеспечения полноценного и своевременного развития ребёнка; социальная адаптация, обеспечение социальной защиты детей-инвалидов. Дети могут приходить в детский сад и участвовать в игровой деятельности, присутствовать на прогулке, в непосредственно образовательной деятельности, экскурсии, походе и т.д.

Консультативный пункт организован для детей, не посещающих дошкольное учреждение, и их родителей. Его целью является: поддержка всестороннего и гармоничного развития личности ребёнка дошкольного возраста, не посещающего дошкольное учреждение; оказание педагогической помощи родителям (законным представителям) в вопросах воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста; обеспечение единства и преемственности дошкольного и семейного образования.

Функционирует консультативный пункт от двух до пяти раз в неделю. Для родителей проводятся консультации по различным вопросам воспитания, развития и обучения дошкольника, семинары, практические занятия и другие формы работы, к которым привлекаются не только директор, старший воспитатель, но и узкие специалисты. Дети, посещающие консультативный пункт, приглашаются на занятия, экскурсии, праздники, развлечения, досуги, походы в музеи и т.д. Детям нравится в детском саду и они легко переходят в режим полного дня.

Для детей-инвалидов, не посещающих детский сад, педагогическими работниками нашего детского сада организовано посещение на дому: подбирается учебный, развивающий материал в соответствии с возрастом ребёнка, его индивидуальными особенностями развития, предлагаются творческие задания. Итогом совместной продуктивной деятельности ребёнка и родителей (рисунки, поделки) является участие в творческих выставках, конкурсах. Таким образом, дети-инвалиды вовлекаются в образовательный процесс, приобретают опыт общения.

Уже несколько лет работает в нашем детском саду адаптационный клуб «Малышок». Его цель – психологическая готовность детей раннего возраста и их родителей к поступлению в детский сад. Основные задачи, которые решает коллектив – знакомство родителей будущих воспитанников с детским садом, его работой, условиями пребывания детей; оказание содействия родителям (законным представителям) в социализации детей раннего дошкольного возраста на основе игровой деятельности, знакомство со сверстниками; консультирование родителей (законных представителей) по вопросам воспитания и развития детей.

Входит в практику такой приём: родителей с детьми приглашают только на прогулку, они гуляют, играют с детьми, постепенно в течение одной- двух недель привыкают к новому общению. Это позволяет более мягче и легче адаптироваться малышу к условиям детского сада. Родители же перестраивают домашний режим дня как в детском саду: режим питания, режим сна, режим бодрствования и т.д. Учим родителей играть с детьми, общаться. Это, на наш взгляд, одна из наиболее важных проблем. Современная молодёжь мало занимается своими детьми. Считает, что этим должен заниматься кто-то, но не они. Поэтому, детский сад строит свою работу, исходя из потребностей семьи, запросов общества.

Таким образом, классическая форма работы детского сада не может быть сегодня единственной. Да и напряжённое положение с местами в детских садах сейчас очень актуально. Поэтому параллельно с традиционными формами дошкольного образования активно развиваются новые модели: это может быть центр игровой поддержки ребёнка, служба ранней помощи, лекотека, семейный детский сад. Всё это позволит добиться стопроцентного охвата детей услугами дошкольного образования, а также создать благоприятную атмосферу для саморазвития и самореализации детской личности. Педагоги нашего детского сада стремятся к этому и применяют на практике все свои знания, умения и творчество.

Автор: Г. Латынцева, воспитатель высшей квалификационной категории МА ДОУ д/с «Родничок» (с. Абатское)