Медиакарта
19:57 | 26 декабря 2024
Портал СМИ Тюменской области

Учитель. Книга. Библиотека.

Общество всегда предъявляло и будет предъявлять к учителю самые высокие требования: чтобы учить других, нужно знать больше, чем все остальные. Учитель должен учиться постоянно. И первым помощником ему в этом является книга. Учителя – частые гости в районной и школьных библиотеках.

Как сегодня помню 1979 год, я начала работать библиотекарем обслуживания районной библиотеки. Перед нами стояла задача – совместно со школами создать клубы по интересам. Два клуба: «Твоя будущая профессия» и «Университет правовых знаний» были организованы при Аромашевской средней школе. Формы занятий были разные: вечера-встречи с работниками различных профессий и работниками правоохранительных органов, защита рефератов, диспуты. На занятиях присутствовало около 70-80 старшеклассников. Самым главным помощником в их организации была завуч по воспитательной работе Нина Фёдоровна Гусева. Доброжелательная, тактичная, пользующаяся большим авторитетом среди учеников, она поражала нас, библиотекарей, своей пунктуальностью, ответственностью, большими организаторскими способностями.

Моим классным руководителем была Лариса Александровна Волкотруб – учитель истории этой же школы. Строгая, прямолинейная, начитанная, она отличалась большой эрудированностью. До сих пор вспоминаю её уроки. Рассказывая о том или ином периоде истории, она тут же рекомендовала прочитать ту или иную книгу по теме. По её совету мы шли в библиотеку. О посещаемости и количестве прочитанных книг на классных часах докладывал ответственный за учебную работу.

Верным другом библиотеки, нашим старейшим читателем Лариса Александровна осталась на всю жизнь. Она не раз защищала честь читателя на своих бенефисах перед специалистами и библиотекарями всей Тюменской области. Была признана лучшим читателем района. Будучи уже в преклонном возрасте, успевала следить и прочитывать все новинки журнальной прозы и была для нас, библиотекарей, компасом в книжном мире. Сегодня в силу своего возраста Л.А. Волкотруб не посещает библиотеку, но я знаю, что до сих пор она не расстаётся с книгой.

А вот что вспоминает о своей связи с библиотекой учитель географии средней школы в 50-80 годы Нина Викторовна Корнюшина.

– В годы работы была постоянным читателем библиотеки. Находила в ней материал, который помогал делать уроки интереснее. Часто при этом использовала художественную литературу. Прошли десятки лет, а я до сих пор помню многие яркие страницы из книг. Например, при изучении экономики Урала, Сибири я обращалась к поэме Твардовского «За далью-даль».

И таких примеров Нина Викторовна может привести великое множество: это и подготовка рефератов, и организация клуба «Глобус», когда его члены включились в познавательную радиоигру «Путешествие по любимой Родине». По радио в определённое время звучали увлекательные вопросы по географии. Дети их записывали, а потом давали ответы. Когда их «Глобус» объявили в числе победителей радиоигры и семь победителей наградили Дипломами, радости у всех не было предела.

Библиотекарь Кротовской сельской библиотеки Елена Павловна Киричук с большим удовольствием рассказывает об учителе-книголюбе местной школы Анастасии Степановне Мельниковой.

– 30 лет, до самой пенсии, она проработала учительницей начальных классов. И всю свою жизнь Анастасия Степановна была с книгой. До сих пор помнит книги из детства, которые произвели на неё огромное впечатление: это книга Антонины Григорьевны Голубевой «Мальчик из Уржума», рассказ Льва Николаевича Толстого «Лев и собачка». Работая в школе, на внеклассных чтениях читала детям книги о детстве, природе, приключениях. И даже непоседы-мальчишки слушали, затаив дыхание. Сама Анастасия Степановна любит читать мемуары, автобиографические книги. А любимыми произведениями являются поэмы Некрасова.

– О его произведениях можно говорить бесконечно, он ясно и чётко показывает жизнь, радости и переживания за людей, – рассказывает Анастасия Степановна. И читает вслух любимый отрывок из поэзии Некрасова про Арину – мать солдатскую.

Нельзя не рассказать о замечательном книголюбе, учителе математики Русаковской средней школы Галине Васильевне Сальниковой.

– Это было в 1966 году. Галина Васильевна – самый активный читатель нашей библиотеки. Трудно сосчитать, сколько книг она прочла за свою жизнь, совмещая работу учителя и школьного библиотекаря. На протяжении десятка лет мы трудились с ней в тесном контакте, вместе проводили мероприятия для школьников и библиотечные уроки. Книги помогали сохранить ей силы и работоспособность, – рассказывает ветеран библиотечного дела, бывший библиотекарь Русаковской сельской библиотеки Валентина Петровна Иванова.

Два года назад, уже будучи на заслуженном отдыхе, Г.В. Сальникова вместе со своей внучкой были участницами районного библиотечного конкурса «Семья и книга» и стали победителями. Это ли не пример для подражания?

Учитель истории Аромашевской средней школы Василий Васильевич Тарабанов тоже находится на заслуженном отдыхе, тем не менее, является активным читателем библиотеки. Ни одна новая книга или статья из журнала, касающиеся истории, не остались непрочитанными им. Обо всех новинках он старался рассказать детям на уроках истории. А его выступление на семинаре библиотекарей района по теме «Великая Отечественная глазами современников» надолго осталось в памяти.

Повседневным спутником жизни является книга и для ветерана педагогического труда, бывшего учителя биологии Аромашевской средней школы Людмилы Петровны Артюшиной. В семье родителей Люды всегда царил культ книги, доброты и взаимопонимания. Возможно, это и стало причиной того, что девушка связала свою жизнь с профессией учителя. Но не только научная литература – её постоянный спутник. Людмила Петровна – человек разносторонний, увлекающийся художественной литературой. У Артюшиных богатая домашняя библиотека. Когда фонд районной библиотеки начал скудеть и устаревать, Людмила Петровна одна из первых выступила в местной газете с акцией «Поможем библиотеке – поможем себе», и первая подарила свои личные книги. Людмила Петровна не только наш активный читатель, она была нашей помощницей в проведении и в организации массовых мероприятий. Учитель биологии, она работала вместе с нами по пропаганде книг по экологии и истории родного края.

Перебираю читательские формуляры и очень горжусь, что среди активных читателей библиотеки – наши уважаемые учителя. Одна из них Нина Александровна Александренко. Вот как вспоминает о ней её ученица Наташа Савчук, ныне Наталья Михайловна Антоненко.

– Нина Александровна – грамотный человек и очень интересный собеседник. Она читает много литературы на различные темы, к чему привлекала и нас. Хорошо запомнилось коллективное чтение повести А. Приставкина «Ночевала тучка золотая». Как-то после уроков Нина Александровна предложила познакомиться с повестью, только что опубликованной в одном из литературных журналов. Кто с желанием, кто ради любопытства, но остались все. С первых же страниц произведение так «захватило», что в последующие дни мы без напоминаний после окончания занятий приходили в свой класс для того, чтобы узнать, как сложилась судьба братьев-близнецов. Когда были прочитаны последние страницы, все молча встали и разошлись. Прочитанное не требовало обсуждения, такое впечатление на всех произвела повесть.

В настоящее время Нина Александровна находится на заслуженном отдыхе, но по-прежнему частый гость библиотек. В её читательском формуляре не только произведения классиков, историческая литература, но и современные авторы: Е. Вильмонт, М. Кундера, Г. Щербакова, Н. Берберова, А. Маринина и другие.

История нашей библиотеки хранит имена всех наших педагогов-читателей: Земфиры Васильевны Стрелковой, Нины Алексеевны Рожаевой, Марии Григорьевны Фадеевой, Валентины Ивановны Сучковой, Виктории Викторовны Савидовой, Татьяны Александровны Матвиенко, Алексея Клементьевича Марчихина, Сергея Геннадьевича Казанцева, Людмилы Дмитриевны Савиной.

Неумолимо бегут годы, меняется время, появляются другие ценности, но работа учителя с книгой продолжается, потому что современный учитель в условиях господства телевидения, компьютеров и Интернета не потерял интерес к чтению книг, способных обогатить внутренний мир человека, дать знания о жизни и окружающем мире, развить самостоятельность мышления, потому что понимает, что роль книги в жизни огромна, что хорошая книга – это и воспитатель, и учитель, и друг.

В. НОВОСЁЛОВА, методист ЦРБ.