Реформы, проводимые практически во всех отраслях экономики, уже давно избавили простого обывателя от наив-ных ожиданий чего-то положительного от нововведений и модернизаций. Мало того, что за ними чаще всего каких-то положительных перемен не происходит, так они у нас ещё крайне затратны. Не исключение и реформа жилищно-коммунального хозяйства, которой конца края не видать. Старт её очередному этапу был дан Постановлением Правительства № 354 от 8 мая 2011 года, согласно которому с 1 сентября 2012 года в силу вступают новые правила предоставления коммунальных услуг.
Если кто-то подумал, что в этой связи из кранов в квартирах потекут молочные реки или, на худой конец, газвода, батареи отопления вдруг раскалятся, что впору обжечься будет, то он, мягко говоря, заблуждается. И краны будут открываться в ту же сторону, и вода в них будет, если повезёт, конечно, точно такая же течь. А вот платить, судя по всему, придётся больше, хотя многие не понимают как и за что платить.
Оказывается, основное нововведение состоит в том, что теперь все владельцы жилья в многоквартирных жилых домах должны будут оплачивать две составляющие по каждому виду коммунальных услуг. Во-первых, за отопление, холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение мы будем платить как за потребляемые непосредственно в принадлежащем нам жилом помещении. Во-вторых, за потребление коммунальных услуг на общедомовые нужды. По идее, оба эти пункта будут прописываться в ежемесячном платёжном документе отдельно.
Там, где установлены индивидуальные приборы учёта, плата будет браться по их показаниям. А вот те владельцы жилых помещений, у которых таких приборов нет, скорее всего будут платить по нормативам потребления, определённым новыми правилами. Эти нормы и без того были, прямо скажем, запредельными, а если их увеличат в 2-3 раза, то и плата будет пропорциональной. Так что владельцам жилья в многоквартирных, и не только домах, стоит задуматься на предмет приобретения и установки индивидуальных приборов учёта потребления коммунальных услуг. И это вложение личных средств в светлое будущее выскочит за одну тысячу родных целковых.
Здесь надо чётко понимать, что всё это отнюдь не изобретение наших нижнетавдинских коммунальных служб, от которого они и сами, судя по отсутствию восторга и озабоченным лицам, не испытывают радостных чувств. Однако в Интернете советник генерального директора Государственной корпорации фонда содействия реформирования ЖКХ, поскольку сам «генерал» не снизошёл до общения с народом, Л. Алексеев пояснил, что прежние правила предоставления коммунальных услуг были установлены Постановлением Правительства Российской Федерации № 307 в 2006 году. За это время изменилось жилищное законодательство. Мы перешли от управления жилищным фондом муниципальными предприятиями к управлению этим фондом частными управляющими организациями. Вышли новые законы о теплоснабжении, о водоснабжении и водоотведении, об электросбережении. В домах стало больше ресурсов отпускаться по приборам учёта. Все эти изменения требуют изменений и в правилах предоставления коммунальных услуг, в первую очередь – упорядочения механизма расчёта.
Наверное, там, наверху, лучше просматриваются перспективы этого упорядочения, а с нашей колокольни, судя по всему, в октябре мы увидим только увеличение коммунальных выплат, будь то увеличение нормативов или новые тарифы.
Правда, там же в Интернете генеральный директор института управления ЖКХ И. Маликова советует не связывать изменения тарифов за коммунальные услуги с введением новых правил. По её словам, повышение платы за коммунальные услуги – это запланированная процедура изменения тарифов ресурсоснабжающих организаций в рамках тарифного регулирования. В целом за год повышение платы не должно превышать 12 процентов по сравнению с прошлым годом. Причём часть этого повышения произошла с 1 июля. Но этого было мало. А кому и на что… Ведь если ориентироваться на информацию, на что частенько идёт ссылка при очередном скачке цен и тарифов, то официально она декларируется на уровне 6-8 процентов. А тут ещё и 12 процентов мало – так новый способ выкачивания денег из кошельков обывателей придумали, словно совсем не в «курсях», что во многих семьях до пятой части совокупного дохода съедают коммунальные услуги. При всём при этом нам настоятельно не рекомендуют связывать введение новых правил с надеждами на кардинальное улучшение качества и надёжности коммунальных услуг.
А как быть с теми, кому уже сегодня время тянуть все эти коммунальные инновации не по карману? Тут нас успокаивают, что порядок предоставления льгот на оплату услуг останется прежним. Поменяется только порядок определения помесячного размера коммунальной части из бюджета ввиду того, что размер субсидий зависит от размера оплаты, которой теперь будет рассчитываться от фактического объёма предоставленных услуг.
Например, при оплате за отопление льгота будет предоставляться только в отопительный период. К месту будет заметить, что сейчас плата за отопление не будет разбрасываться на 12 месяцев, как это было, а будет взыматься только за период отопления – так что в зимнее время мы будем тоже платить больше, что по году по старым правилам составило бы одинаковую сумму.
Насколько и для кого новые правила предоставления коммунальных услуг окажутся лучше ранее действовавших, покажет время и первая октябрьская квитанция.
А те, кто имеет огромное желание «въехать» основательно во все детали относительно нормативов, тарифной и ценовой политики может в Интернете на www.consultant.ru познакомиться с приказами департамента тарифной и ценовой политики Тюменской области.
Там есть и приказ насчёт нормативов потребления электроэнергии. Видимо, и там что-то где-то протекло и средств не хватает. Вроде и нового ничего не построили, только старую энергетическую базу добивают да продают электроэнергию, а вот поди ж ты…