Маленькая деревенька, с необычным названием Плоское, спряталась средь лесов, озёр и полей. Расположившись на небольшой возвышенности, она как будто с недоумением взирает на происходящие перемены - домов здесь становится всё меньше и меньше, и канули в Лету те времена, когда по улицам большими и шумными ватагами носилась ребятня, а вечерами компании молодёжи весело шагали в местный клуб, которого, кстати, уже тоже нет. На его месте растёт трава да стрекочут кузнечики, правда, рядом ещё сохранилось старое здание школы, но и там не звучит детский смех - мальчишки и девчонки ездят учиться в село Иваново.
Прошло уже немало лет с тех пор, как я покинула эти места, но, несмотря ни на что, не забываю свою малую родину и люблю её всей душой. Когда-то достопримечательностью нашей деревни был большой тополь, что рос на перекрёстке двух улиц - он казался местной малышне необъятным. Огромной величины ствол и пышная крона скрывала во время игры в прятки. Даже став взрослыми, мы взирали на него, как на что-то необыкновенное, могучее, вселяющее силу и уверенность. Особенная аура, исходившая от стареющего дерева, как будто притягивала сюда всех плосковчан. Однажды, приехав в родную деревеньку, я не увидела давнишнего друга, душа сжалась от ощущения значительной утраты, будто кто-то близкий покинул этот бренный мир. Его просто спилили, видимо, помешал облетавший пух и листва. Центр моей деревеньки сразу стал каким-то облысевшим.
Улицы здесь носят не менее интересные названия – «Старина» и «Одина», откуда они пошли – не знаю. Возле них есть своё небольшое озеро, да ещё и не одно.
Каждый плосковчанин всегда гордился солёным озером, которое находится на краю деревни. Во время Великой Отечественной войны оно помогло выжить многим – жители района добывали здесь соль. Сюда приезжали отовсюду для того, чтобы набрать грязи - все считают её лечебной. Сейчас же возле озера начал расти камыш, чего никогда не было.
Почти у самой деревни, на возвышенности, всех приезжающих встречает шумным перешёптыванием листвы небольшой лесок «Дубровка» - так величают его местные жители. С раннего детства мы бегали туда за ягодами и грибами, позже, став постарше, частенько варили уху на костре. Лес вырастил всю плосковскую детвору, он помнит каждого из нас. Тогдашние мальчишки и девчонки, выполняя школьное задание, собирали там берёзовые почки, гербарии, помогали взрослым заготавливать веники… Как же было здорово!
А ещё очень хорошо помню дядюшкино лакомство - «копушки», которое когда-то, в военное время спасало людей от голода. Дядя Витя усаживал меня в лодку, мы скользили по озёрной глади, дёргали камыш, очищали корни и уплетали за обе щеки.
Осенней порой, когда уже начинали уборку картофеля, детвора носилась по огороду и окрестностям в поисках зарослей чёрного паслёна. Лопали эту ягоду с огромным удовольствием, да ещё и домой приносили для начинки к пирогам.
А как не вспомнить православный праздник «Пасху»?! В каждом доме красили яйца, пекли куличи и всякие вкусности, но главное – мастерили качели, самая большая из них находилась за деревней. Сколько радости приносило это занятие юным деревенским жителям!
Когда, совсем недавно, я приехала в свою деревеньку, то не узнала улицу Старину - по ней, словно полноводная река, раскинулась новая асфальтовая дорога, и к каждому дому ведут удобные подъезды. А на месте спиленного тополя, вокруг оставшегося пня, растёт множество уже возмужавших сотоварищей. Они как будто напоминают всем об исчезнувшем с лица земли дереве.
Вот такая она - сельская глубинка из моего детства. И куда бы ни заносила судьба, родная деревенька, как маячок, светит из глубины лет и зовёт к себе хотя бы ненадолго – повидаться, помолчать и помечтать…