Медиакарта
19:21 | 29 марта 2024
Портал СМИ Тюменской области

Бюджетный манёвр

Бюджетный манёвр
10:53 | 27 сентября 2012
Источник:

В правительстве происходит утряска бюджета

За двое суток до завершения обсуждения проекта бюджета на 2013-2015 годы в правительстве президент Владимир Путин подверг резкой критике документ, опубликованный 18 сентября Минфином. Президент не обнаружил в нем буквального исполнения майских указов.

День 18 сентября, если подходить к этому делу с формальной точки зрения, оказался сенсационным в процессе работы над бюджетом на 2013 год и плановый период 2014-2015 годов, продолжающейся в Белом доме с начала лета. Предполагалось, что результат этой работы будет представлен президенту в Сочи, но до заседания правительства 20 сентября останется в тайне.

Однако еще до начала совещания у президента произошло событие, доселе невиданное: Минфин, впервые в истории, опубликовал проект бюджета на своем официальном сайте до его утверждения Белым домом. Ведомство сделало это на основании постановления правительства №96 от 26 февраля 2010 года: оно предписывает проведение антикоррупционной экспертизы любых нормативных актов, направляемых в правительство. Ранее при подготовке бюджета это требование не выполнялось.

В результате общественность смогла ознакомиться с проектом бюджета формально даже на несколько часов раньше президента и сотрудников Белого дома. Распространение проекта бюджета по департаментам аппарата правительства в целях информационной безопасности было запланировано на 17:00, одновременно с совещанием у Владимира Путина в Сочи, но уже в 12:00 проект и сообщение о приеме экспертных заключений по нему с 19 сентября (экспертиза продлится до 30 сентября) появились на сайте Минфина.

Президент выступил в Сочи первым экспертом проекта одновременно с информагентствами и СМИ. Глава государства бюджет буквально разгромил. Прежде всего, от Владимира Путина попало главам Минрегиона Олегу Говоруну и Минтруда Максиму Топилину, а также министру образования Дмитрию Ливанову заодно.

Глава государства обвинил их в невыполнении требований 11 программных указов. «Ничего личного», – сказал Путин участникам совещания, объясняя, за что следует наказать Минтруд и Минрегион. Например, за то, что не подготовили предложения по ускорению социально-экономического развития Сибири и Дальнего Востока (финансирование существующей ФЦП заканчивается в 2014 году, и проект бюджета на 2015 год средства на эти цели не предусматривает). За то, что повышение зарплат бюджетникам не обеспечили. За то, что специальные условия ипотечного кредитования для них и для молодых семей не сформировали. Да мало ли вообще за что.

Проект бюджета, вызвавший недовольство главы государства, составлялся правительством Дмитрия Медведева и оформлялся Минфином в течение всего лета 2012 года. Он продолжает три заданных правительством Владимира Путина в 2010-2012 годах тренда, поясняет «Коммерсант».

Первый – рост расходов на правоохранительную деятельность и национальную оборону преимущественно за счет сворачивания зарезервированных в бюджетах прошлых лет антикризисных расходов, проходящих по статье «Национальная экономика».

Второй – сохранение макроэкономической стабильности: де-факто Минфин обеспечивает проектом бюджета нулевой дефицит в 2015 году при умеренном росте госрасходов (расходы 2013 года – 13,39 триллиона рублей, доходы – 12,86 триллиона рублей, дефицит – 0,5 триллиона рублей) и инфляции 5,5 процента в 2013 году и не выше 5 процентов в 2014-2015 годах.

Третий тренд – оптимизация (в основном в виде сокращения или, по крайней мере, ограничения роста) расходов по целевым программам, расходов на образование, здравоохранение и культуру.

По мнению экспертов, команда министра финансов Антона Силуанова сумела совершить почти невозможное: формально бюджет учитывает почти все решения Белого дома 2010-2012 годов. Они включают рост гособоронзаказа, увеличение расходов на правоохранительную деятельность, относительно стабильное финансирование здравоохранения, сохранение уровня бюджетных инвестиций, переход от расходования к пополнению суверенных фондов, отсутствие крупных внешних заимствований при отсутствии угроз резкого роста госрасходов и практической сбалансированности бюджета к 2015 году. Напряженность бюджета, составленного таким образом, была предсказуема.

Правительство, что называется, приняло критику к сведению. Основной вопрос заседания кабинета министров 20 сентября, впервые за многие месяцы транслировавшегося в прямом эфире, после критики Владимиром Путиным вносящегося в правительство бюджета, был прост как никогда. Правительство могло или отложить утверждение бюджета для «президентской» доработки, то есть для возобновления бюджетного торга, на который Минфин и премьер-министр потратили целое лето, или же принять бюджет в виде, близком к тому, в котором он представлен ведомством Антона Силуанова.

Накануне провели несколько совещаний. Приняли одно крупное решение, которое, кстати, президент в своем выступлении на совещании в Сочи ни разу не упомянул: Минфин спешно отказался от проекта изменения ставки НДПИ для газовой отрасли, чем сэкономил «Газпрому» около 6 миллиардов долларов.

Уже с первых минут заседания правительства стало очевидно, что переделки бюджета не будет. «Все параметры бюджета остаются в том же формате, что мы и вносили. Бюджет остается в формате бюджетных правил, которые мы вносили. Никаких перемен и изменений в бюджете не происходит. Для нас выполнение указов президента является приоритетным, для всех министерств и ведомств это является первоочередным делом. И мы сейчас делаем бюджетный маневр для того, чтобы найти на них ресурсы», – сказал глава Минфина Антон Силуанов.

По подсчетам Силуанова, в 2013 году общий объем средств на реализацию указов президента от 7 мая составит 277 миллиардов рублей, в 2014 году – 381 миллиард рублей, в 2015 году – 487 миллиардов рублей. Итого – 1,145 триллиона рублей.

«Принципы, существенные условия формирования бюджета, остались неизменными. Они вытекают из параметров, определенных бюджетным правилом. И здесь не может быть никаких компромиссов», – заявил Дмитрий Медведев, де-факто уничтожив надежды на то, что бюджет на 2013-2015 годы будет увеличен по расходам, а правительство откажется от пополнения Резервного фонда.

Чуть позже, после выступления главы Минэкономики Андрея Белоусова, представившего Белому дому достаточно пессимистичный прогноз (а в ряде случаев прогноз социально-экономического развития выглядел необъяснимо оптимистично, например, в предсказании необъяснимого и довольно быстрого роста внутреннего спроса с 2013 года), выяснилось, что компромиссы все же будут. По итогам заседания Антон Силуанов объяснил: Минфин согласился на предложение Андрея Белоусова направлять не в Резервный фонд, а на «приоритетные расходы», в 2013-2015 годах незапланированные доходы бюджета, не связанные с экспортом нефти и газа. Другое предложение Минэкономики (направлять на «приоритетные расходы» половину средств Резервного фонда после того, как его размер превысит 5 процентов ВВП) Минфин не поддержал. Там настаивают на планке в 7 процентов, которая с большой вероятностью до 2015 года не будет взята.

Дмитрий Медведев дал на заседании правительства слово всем министрам, которые имели претензии к расходной части бюджета, – от главы Минэкономики и вице-премьера Аркадия Дворковича до главы Минздрава Вероники Скворцовой. В процессе обсуждения выяснилось: министры знают, где взять деньги на расширение госрасходов уже в 2013 году.

В первую очередь – это накопленные дивиденды «Роснефтегаза»: Антон Силуанов, неоднократно заявлявший претензии Минфина на более, чем 100 миллиардов рублей, накопленных главным акционером доходов, вновь выступил с идеей реквизиций 95 процентов накоплений в хозяйстве бывшего вице-премьера Игоря Сечина, передает ИТАР-ТАСС.

«Мы считаем, что в текущем году мы могли бы забрать из этой компании до 95 процентов дивидендов в федеральный бюджет и решить проблему капитализации крупнейших наших предприятий, в том числе «РусГидро», с приоритетным направлением средств на развитие Дальнего Востока и Сибири», – сказал Силуанов.

Предложение о передаче в бюджет дивидендов «Роснефтегаза» будет подготовлено в ближайшие дни, заявил вице-премьер Аркадий Дворкович.

«Я полностью поддерживаю предложение министра финансов, мы обсуждали его с Минэнерго, Минэкономразвития. Пакет документов готов и будет внесен в правительство уже в ближайшие дни», – сказал он.

«Мы обязательно должны сделать это в этом году – потом деньги просто уйдут в Резервный фонд, и мы не сможем выполнить все те задачи, которые перед собой ставим», – добавил Дворкович.

В Кремле идея, скорее, не понравилась, но в Белом доме обсуждали ее почти как утвержденную.

Во-вторых, это расширение приватизации крупных госактивов. Правда, к распродаже в администрации Владимира Путина никогда тепло не относились.

Наконец, прибыль от приватизации пакета ЦБ в Сбербанке тоже решено направить в доходы бюджета.

Четких подтверждений тому, что правительство действительно заявило Кремлю «рост госрасходов в обмен на приватизацию и деньги «Роснефтегаза», нет. Антон Силуанов на заседании представлял практически те же самые цифры, что были в раскритикованном Владимиром Путиным в Сочи проекте. Но вслух точные цифры не произносились, возможно, потому, что некоторая правка бюджета уже произведена или будет произведена в ближайшие дни.

Выяснилось, что даже неопределенность с пенсионной реформой больше не помеха. «Мы внесли в правительство два проекта закона – о бюджете Пенсионного фонда и о федеральном бюджете, там все обязательства Пенсионного фонда обеспечены... Любое решение может быть реализовано в рамках трехлетнего бюджета», – сообщил Антон Силуанов, пояснив, что, если президенту понравится предложение Минтруда частично пустить «в общий котел» те взносы, что идут сейчас на накопительную часть пенсий, менять параметры бюджета не придется. Просто вместо трансфертов в Пенсионный фонд высвободившиеся средства пойдут на другие цели, например, на закрытие кредитов.

Дмитрий Медведев практически в каждой реплике давал понять: представлявшийся бюджет – это уже свершившийся компромисс. В итоге премьер-министр выделил на доработку бюджета два дня, после чего он, как и предполагает Бюджетный кодекс, будет внесен в Госдуму до 1 октября.

Автор: Сергей ШИЛЬНИКОВ