Медиакарта
11:53 | 3 мая 2024
Портал СМИ Тюменской области

«Бесовские картинки» от Текутьева

«Бесовские картинки» от Текутьева
15:43 | 27 сентября 2012
Источник: Красное знамя

В истории Тюмени есть дата - 22 сентября 1902 года. Именно в этот день жители города впервые увидели кино с "живыми" картинками на экране. Для кого-то это мероприятие стало открытием, а кто-то из верующих зрителей с ужасом воспринял на белом экране из простыней пугающее бесовское искусство и прочь бежал из импровизированного кинотеатра, на ходу осеняя себя крестом.

Глава города Андрей Текутьев, бывая в служебных командировках в начале XX века в Москве и Санкт-Петербурге, посещал не только промышленные выставки, но и театры. Там он и познакомился с кинематографом. И загорелся большим желанием показать это неизвестное искусство жителям Тюмени. Но бюрократические препоны чиновников из МВД России не позволяли тюменскому благодетелю осуществить эту мечту. Тогда ушлый купец 1 гильдии в частном порядке выписал из Парижа для своих рабочих и служащих гастролёра-коммерсанта Ж.Дорсена с набором видовых фильмов.

20 сентября 1902 г. Текутьев через своих управляющих и приказчиков довёл до всего личного состава большого коммерческого предприятия, что 22 сентября 1902 года состоится бесплатный кинопоказ фильмов в частном театре, что на улице Иркутской, 45 (ныне ул. Челюскинцев - авт.). Но через сутки от 180 рабочих и 65 служащих, занятых на многих производствах Текутьева, не поступило ни одной заявки. Уже приехал оплаченный коммерсант из Франции Ж.Дорсен, вальяжно распивавштй крепкий чай после очередной порции сибирских пельменей в гостинице Фауста Чеховича "Север", что находилась напротив театра Текутьева.

Назревал невиданный конфуз. Владелец трёх мукомольных фабрик и пароходов Андрей Текутьев занервничал. Фабрикант никак не ожидал, что трудовой народ так равнодушно проигнорирует его благое желание и откажется от плодов цивилизации в виде демонстрации "живых" картинок на экране. Выход из этой ситуации был найден.

Андрей Текутьев был сам глубоко верующим человеком, старостой Спасского храма. Поэтому он понял, что верующие люди, а их было большинство на его предприятиях, просто боялись этих бесовских картинок на экране. Текутьев обратился к священнику Спасского храма И.Н.Перехвальскому за благословением на показ фильмов в своём театре и об этом заявил своим подчинённым. И это сыграло решающую роль. Также Текутьев объявил о сокращённом рабочем дне на день показа фильмов. А также добавил при этом, что рабочие и служащие за этот день получат по полному расчёту. Он также заявил, что каждый пришедший на просмотр кинофильма получит по два фунта (800 г - авт.) "карамели" своим детям. Андрей Иванович распорядился, чтобы из всех трёх его городских торговых лавок в театр привезли карамель.

И вот наступил долгожданный солнечный день 22 сентября. Владелец частного театра Текутьев был готов встретить зрителей. К 3-м часам по полудни к зданию театра на улице Иркутской, 45(ул. Челюскинцев - авт.) стали собираться первые зрители. Андрей Иванович и его жена Евдокия Яковлевна встречали на входе в театр своих рабочих и служащих вместе с многочисленными семействами. Текутьев галантно раскланивался при этом и просил всех зайти в здание театра. В фойе на первом этаже по этому случаю играл театральный духовой оркестр, а на 2-м и 3-м этажах работали буфеты. Распорядителями в этот день был племянник купца, сын сестры Анны, купец Иван Некрасов. Ему помогала жена - Александра Александровна.

Когда в партере театра набралось достаточное количество народу, начался показ. Экраном служили несколько сшитых между собой белых простыней. Ж.Дорсен расположился со своей киноаппаратурой здесь же, в креслах партера. Зрители с большим интересом и удивлением смотрели невиданное чудо - бегающие фигуры людей, животных и т.д. Но были и такие, которые не выдерживали невиданного новшества и убегали прочь с киносеанса. Служащие частного театра были предупреждены заранее об этих случаях, и по устному приказу Текутьева, не чинили беглецам никаких препятствий. Мало того - убегающим вручали от хозяина заведения обещанные кульки с карамельками для детей.

Точно так же был проведён второй сеанс из короткометражных сюжетов из жизни Санкт-Петербурга, были показаны и другие забавные житейские истории немого кино. После демонстрации сеанса все, кто отважно просмотрел эти 40 долгожданных минут кино, был одарён от Текутьева кульком душистых карамелек. Люди расходились, возбуждённые от увиденного, и долго не могли прийти в себя. Тюменские зрители прикоснулись тогда к тайне российского немого кино и, находясь в шоковом состоянии от увиденного на экране, молча выходили из здания театра. Текутьев в парадном сюртуке с глухим воротом и начищенных до солнечного блеска ботинках вместе с супругой Евдокией Яковлевной, стоя на крыльце театра, провожал взглядом каждого своего рабочего. Каждому проходящему мимо кивал головой.

Вот так происходила первая премьера немого кино в Тюмени в 1902 году. Такое далёкое, но сладкое кино осталось в памяти зрителей рабочих и служащих Андрея Текутьева на всю оставшуюся жизнь. Весть о показе видовых короткометражек разнеслась по всему городу, и многие счастливчики успели побывать на премьере фильмов. В общей сложности на двух сеансах побывало около тысячи человек. Хотя для широкой общественности Текутьев не имел права показывать фильм. Но донос на благодетеля Тюмени за это нарушение никто в Санкт-Петербург не написал, и всё окончилось благополучно.

Андрей Текутьев явился первооткрывателем тюменского кино. Он как приверженец этого искусств в 1916 году, незадолго до смерти, отдал свой театр в аренду Иосифу Шустеру для демонстрации кинофильмов. Нужно отметить, что Иосиф Шавелевич Шустер был в Тюмени владельцем фотоателье, а позднее стал собственником кинотеатров "Весь мир", "Модерн" и "Прогресс".

Текутьев всегда обгонял события и время. Ведь первый кинотеатр в Тюмени на 380 посадочных мест построил некто Ромашов на улице Царской (ул. Республики - авт.) только в 1910 году. Назвал его Антон Ромашов на чудный западный манер - "Вольдемар". А чуть позднее в Тюмени появились кинотеатры "Модерн" и "Луч".

Владимир КАЛИНИНСКИЙ.