С тех пор, как Капиталина Фёдоровна Уленгова взяла в руки иголку с ниткой, дом её превратился в настоящую галерею искусств. Только картины здесь не рисованные, а вышитые. И каждая несёт свой отпечаток из жизни. Слегка склонив голову, глядит со стены молодая цыганка.
– Это моя первая картина, – сказала Капиталина Фёдоровна. – Мне уж сорок с лишним лет было, когда я серьёзно взялась за вышивку. Хотя первые навыки получила ещё в школе родного города Архангельска. Но тогда не до рукоделия было. Нас росло девять детей у мамы. Два брата, как и отец, погибли во время войны. Семья жила в нищете и голоде. Едва мне исполнилось восемнадцать, переехала к старшей сестре в Латвию и устроилась работать на завод. Там вышла замуж, родила дочь. Потом воспитывала внучку. Дочь в России жила. Как забрали от меня Сашеньку, мне тоскливо стало. Не могла я пережить разлуку, взялась за рукоделие. Когда вышиваешь, забываешь обо всём.
Так постепенно рождалась картина за картиной. Поначалу схемы Капиталина Фёдоровна брала из различных журналов. Потом вышла на пенсию и переехала к дочери в Бердюжье. Тогда племянница из Риги схемы высылать стала, уже готовые наборы с нитками. Бери и вышивай в своё удовольствие, ничего искать не надо. Леопард, ирисы, пара влюблённых на берегу моря, зелёные берёзки в лесу, иконы – загляденье просто. Есть картины с изображением памятных мест Санкт-Петербурга. Не могла Капиталина Фёдоровна забыть знаменательную экскурсию по северной столице времён молодости, вот и запечатлела её в своих работах.
Прознали в сельской администрации про талантливую рукодельницу, пришли в гости. После этого визита вышивки показали по тюменскому телевидению и выставку в селе организовали. Всем понравилось, стали просить работы, чтобы за образец взять. Спустя время, при школе открылся кружок вышивки крестом.
Пять лет назад привозила Капиталина Фёдоровна свои работы и в Голышманово. Много тёплых откликов оставили благодарные посетители музея. Целых две тетради с пожеланиями передали тогда ей.
– В основном, вышиваю для себя, не продаю, – призналась рукодельница. – Одна картина стоит несколько тысяч, кто за такие деньги её купит. А отдавать жалко, столько трудов вложено. Да и материал обходится недёшево.
Свои картины дарит родным и близким. Восемь лет прошло, как дочь забрала неизлечимая болезнь. До сих пор Капиталина Фёдоровна не может смириться с потерей единственного ребёнка, помогала растить внуков. Теперь единственным утешением в жизни стали внуки да картины. Среди работ есть любимая, с которой рукодельница не расстаётся. Как живой на картине красный конь, развевается грива по ветру. Такой эффект ей придают множество оттенков ниток. За то и любит Капиталина Фёдоровна сложные схемы вышивок. Показывая очередную картину, которую вышивает сейчас, мастерица рассказывает:
– Кажется, голубой цвет, а ниток целых восемь оттенков. Главное тут – не перепутать, иначе работа не получится.
Обозначены очертания Царевны-лебедь белыми нитками. Если выберет Капиталина Фёдоровна какой оттенок, то не сменит его, пока все необходимые детали им не вышьет. Так работа продвигается быстро и точно.
Не раз увлечение Капиталины Фёдоровны помогало ей в жизни. Она рассказала один случай:
– Пришёл как-то внук из школы. Разбил вазу, которую надо было дарить учителю. Плачет, деньги нужны, весь класс собирал на подарок. Я, недолго думая, предложила картину. Угадала с подарком. Пришлись по душе всем мои красные маки.
Недавно мастерица переехала жить в посёлок. За тридцать лет вышила свыше ста работ. Среди вышивок есть игольницы, подушечки, настенные кармашки и полотенца, даже кофты и рукавицы. Их Капиталина Фёдоровна Уленгова вяжет сама на спицах. Но всё же предпочтение отдаёт вышивке, которая стала для неё главным увлечением в жизни.
Фото Виталия Ракова