Слово "ремесленник" сегодня употребляется редко. А когда-то именно
ремесленники составляли основу образовывающихся в Древней Руси городов.
Русские поговорки гласят: "Ремесла за спиной не носишь, а с ним добро",
"Без ремесла, как без рук". В те стародавние времена даже самая простая
вещица имела неповторимый авторский стиль и оттого была уникальна.
Надежда Кропачева - потомственный скорняк (от скора, скорьё - шкура,
кожа, сырьё, шкура товарная и мягкая рухлядь, пушной товар; скорнячить,
скорняжить - выделывать шкуру на мех, сбивать мездру, квасить, выминать.
Скорняк нередко бывает сам же тулупником, швецом. Толковый словарь
В.И.Даля. Том 4).
"Этим я занимаюсь с детства, - рассказывает Надежда Ивановна. - Мой отец
мастерски выделывал шкуры, шил шапки на заказ. Семья у нас была большая,
поэтому мне приходилось ему помогать. К скорняжному делу у него был
талант, а работал он столяром-краснодеревщиком. Так свои первые навыки в
этом ремесле я приобрела в мастерской отца. Затем вкус к шитью и дизайну
мне привила моя учительница по домоводству - Мария Илларионовна
Карташкова. Долгие годы мая работа не была связана со скорняжным делом,
им я занималась для души. Отдалась своему любимому ремеслу сравнительно
недавно".
Родилась и выросла Надежда в Горьковке. Получила среднее специальное
образование по строительному профилю. Поступила в Омский институт лёгкой
промышленности, но по семейным обстоятельствам не смогла завершить
обучение. Начинала Надежда в театре бутафором-декоратором. На тот момент
эта работа полностью отвечала её потребности в творческом самовыражении.
Там она могла применить дизайнерские и художественные навыки, что вкупе
с безупречным вкусом давало нужный результат. Тогда ей казалось, что эта
работа - навсегда.
Надежда вышла замуж, родила первую дочь. Однако любимую работу пришлось
оставить: ребёнку требовался свежий воздух, и пришлось вернуться на
село. Произошло это в 1988 году. В Горьковке Надежда начала трудиться по
призванию - занялась пошивом меховых изделий на заказ. О её таланте
прослышал директор местного совхоза и пригласил на работу. Тогда в
"Рощинском" начали выделывать шкуры, красить и шить из них изделия. По
просьбе Надежды её отправили учиться к мастеру-скорняку в Свердловск. "Я
в течение месяца просто не отходила от мастера, ведь нужно было понять и
усовершенствовать специфику работы - технику расшивки, спуска, принцип
кроя и прочие тонкости, - поясняет Надежда Ивановна".
Через год ей дали квартиру. Клиентов прибавилось. Она купила для себя
скорняжную машинку. Поскольку квартира была однокомнатная, утеплила
лоджию и сделала из неё нечто вроде мастерской.
В совхозе Надежда Кропачева отработала 5 лет. Производство вредное,
изделия шили из крашеных шкур и здоровье молодой женщины пошатнулось -
из "Рощинского" пришлось уйти. Начались трудные для всей страны годы.
Теперь достаточно сказать "девяностые" и всё становится понятно. С
работой было туго, да и личная жизнь от невзгод не застрахована: Надежда
осталась одна с двумя дочерьми. Однако отказываться от любимого дела не
стала.
В 1997 году Надежда поступила на обучение в бизнес-школу компании
"СибИнтел". Капитализм внедрялся в российскую жизнь, необходимо было
подстраиваться под изменившуюся среду. Для ремесленников открывались
новые возможности: то, что было запрещено в течение десятилетий, стало
возможным и осуществимым. Надежда твёрдо решила открыть свою мастерскую.
Обучение в бизнес-школе помогло ей постичь азы коммерции, преобрести
навык составления бизнес-планов, смет и прочих деловых документов.
Вместе с тем она совершенствовала своё портновское мастерство. По
окончании обучения получила диплом и специальность "портной-менеджер".
Некоторое время она работала в частных мастерских, а своё дело открыла в
2002 году. Сперва арендовала помещение в аварийном на тот момент
сельском Доме быта. В здании было довольно холодно, поэтому надолго там
задержаться не пришлось. Потом начались "хождения": аренда помещения в
городе, в черте Дома обороны, в торговом центре "Рентал", затем в
Горьковке, но уже в здании ДК. В 2009 году Надежда вновь арендовала
помещение в Доме быта - к тому времени здание уже отремонтировали.
"Начинать было тяжело, даже несмотря на солидное количество постоянных
клиентов, - рассказывает Надежда Кропачева. - Нужно было приобретать
новое оборудование. Приходилось работать по 12 часов в день без
выходных. В 2009 году я составила бизнес-план и приняла участие в
программе "Самообеспечение", получив государственную субсидию. Удалось
обновить технику".
В октябре этого года исполняется 10 лет предпринимательской деятельности
Надежды Кропачевой. Она не перестаёт развиваться - посещает
мастер-классы, читает специальную литературу, учится на практике. Она не
просто шьёт меховые изделия, а разрабатывает модели вещей, отслеживает
модные тенденции. К примеру, в этом сезоне в моду вошли цвета глубоких
оттенков вина, а у Надежды Ивановны уже на изготовке несколько
новомодных образцов меха.
Производство меховых изделий - дело грязное, вредное для здоровья. Плюс
ко всему, это кропотливая работа, не терпящая суеты. "Наверное, поэтому
в профессии остаются только те, кто действительно любит работать с
мехом, - поясняет Надежда Кропачева. - Я всегда стараюсь угодить
клиенту. Конкуренция в нашем деле большая - ателье много. Но у меня
клиентура, наработанная годами. Приезжают люди не только из Тюмени, а из
Нижневартовска, Сургута, Когалыма, Ханты-Мансийска. Работаю с
проверенными поставщиками пушнины, предлагаю клиентам подбор меха".
Опытный мастер Кропачева занимается пошивом шуб, шапок, кожаных изделий.
Одно время шила лёгкую одежду, но отказалась от этой практики, ведь
работы с мехом хватает и на летний период.
Пока она работает в одиночку, так как девочки-ученицы, наглотавшись пыли
и шерсти, быстро уходят. Скорняжное дело - нелёгкое. Скорняков сегодня
можно по пальцам сосчитать. В советское время было развито
наставничество: каждая фабрика принимала учеников, их прикрепляли к
мастерам, которые передавали молодым навыки и опыт. Надежда Ивановна
считает, что от этой практики отказались напрасно. Да и, по большому
счёту, сейчас учителей-то столько не наберёшь. Раньше на Тюменской
овчинно-меховой фабрике готовили скорняков. Но сегодня уже и этого нет.
В процессе развития бизнеса Надежда Ивановна столкнулась со многими
проблемами. Одна из них - высокая арендная плата. Когда арендодатель
видит, что клиентов много, он сразу поднимает плату. Никто не идёт
навстречу предпринимателю. "Ну сколько можно строить эти огромные
супермаркеты, заваленные иноземных хламом? Не пора ли уже поддерживать
своё производство?" - вопрошает Надежда Ивановна.
Предки Надежды Кропачевой родом с Вятской земли и все - скорняки. Так и
прорастают корни талантливых мастеровых людей. Надежде Ивановне никто не
помогал на пути к реализации её мечты. "Была цель, и я шла к ней", -
говорит она.
Вот и в этот раз передо мной она сидела, вся обложенная мехами и
непрерывно сшивала, перекраивала большие шкуры (скорняжная машинка
требуется уже на завершающем этапе). "Характер работы с мехом - ручной,
- делится Надежда. - Ты сидишь и работаешь, работаешь... Иногда
забываешь об обеде. Сегодня я, например, пришла на работу в семь часов
утра, а вчера ушла отсюда в девять вечера. Иной раз клиентка увидит в
журнале шубу на какой-нибудь топ-модели и приезжает ко мне с просьбой
сшить такую же. Я стараюсь. Это дело не терпит суеты. Нужно вместе с
клиентом идти к общему знаменателю, не спеша, без лишних эмоций. Когда у
нас складывается творческий тандем, тогда и получается желаемый
результат".
В последние годы Надежде Ивановне приносят довольно много изделий на
ремонт. Причина в том, что современные недорогие шубы имеют крайне
низкое качество пошива. Поэтому она рекомендует всем, кто приобрёл такое
изделие, сразу сносить его к скорняку, чтобы избежать впоследствии таких
неприятных моментов, как, например, отпавший рукав или вырванные с
корнем застёжки.
Сейчас Надежда Кропачева приступила к строительству собственного ателье
на своём участке под ИЖС в родной Горьковке. Пришлось прибегнуть к
банковским кредитам. Уже заложен фундамент и цоколь. Все ближайшие планы
Надежды Ивановны связаны только с этим строительством. Ещё она ищет
молодых специалистов, которым сможет передать свой опыт.
Нет, конечно, у неё будет не просто ателье. Это слишком скромное
определение. У неё будет студия меховой моды или мастерская дизайнера
меховых изделий. Она, как знаменитая Коко, шла к этому всю жизнь. И
рада, что это происходит именно сейчас, ведь в зрелом возрасте она будет
вести жизнь насыщенную, трудом и творческой энергией, даря людям своё
мастерство.
Кристина ТРЕТЬЯКОВА.