Фотография Зои Анисимовны Чеховской из Каравая в своё время не сходила с доски Почёта, а её фамилия была на слуху. Всё потому, что она добросовестно работала в сельском хозяйстве. Даже награждена медалью «За трудовую доблесть».
Родилась Зоя Анисимовна 20 ноября 1941 года. Всю жизнь, за исключением нескольких лет, проведённых в Свердловске, прожила в своей родной деревне Каравай. Раннее детство пришлось на тяжёлые военные годы. Да и потом, в послевоенное время, было несладко. Страна залечивала раны, на смену погибшим на фронтах колхозникам вставали совсем ещё юные ребята. Вот и Зоя Чеховская после окончания семи классов тоже стала трудиться в колхозе. И рабочий день был, как принято сейчас говорить, ненормированный – от зари до зари.
– Сначала я была птичницей, смотрела за курами, утками. Потом, когда стала старше и, видимо, заслужила доверие, перевели телятницей. А телята, как малые дети, требуют постоянного ухода. Я их сама пасла верхом на лошади, летом гоняла на водопой. Бывало, по лесу разбредутся, а я их собираю. Зимой воду на санках с озера возила. Ой, сколько я той воды на своих плечах вывезла, – с каким-то даже удивлением в голосе произносит Зоя Анисимовна.
Семья у неё небольшая: супруг Анатолий Прокопьевич и дочь Ольга, которая давно уже живёт отдельно, в Тюмени, работает медиком.
– Детей больше было, двое ещё малышами умерли. Мне их через живот доставали, – так по-простому называет операцию «кесарево сечение» пожилая женщина. Тяжёлые роды – это тоже последствия раннего, зачастую непосильного труда. Не берегли тогда себя люди.
– Работала как все. Награждали меня часто. То грамоту выпишут, то премию. За перевыполнение плана по привесу телят, за сохранность стада без падежа, – с гордостью вспоминает бывшая телятница. – Я теперь ветеран труда. Работала до самого развала, до 1991 года. Но мы и сейчас хозяйство держим, есть корова, бык, телята, птица. Нынче только поросят на откорм не брали, а так всегда растили. Огород свой. Всё, что на столе – всё своё.
Зоя Анисимовна – невысокого росточка, худенькая. Активная, быстрая в движении. Смотришь на неё и не веришь, что седьмой десяток ей.
– Почему в городе не остались, а в деревню вернулись? Тяжело ведь здесь, да и скучно, наверное? – поинтересовалась у собеседницы.
– Нет, в моей молодости здесь хорошо было. Деревня была большая, много молодёжи, ребятишек. И школа действовала, и клуб! С песнями работали даже. А теперь уже мы привыкли, что тихо, пусто в деревне. Бог миловал, здоровье есть, сама на ногах, что же ещё надо? – вопросом на вопрос ответила Зоя Анисимовна. А действительно, что ещё надо?
…Сейчас стали часто показывать фильмы про то – советское время – про работу в колхозах, в поле, на сенокосе. Есть сцены, где идут доярки да телятницы с песнями, а им тракторист на баяне подыгрывает. И артисты вроде хорошие, а всё равно на жизнь мало похоже. Меня поймёт тот, кто хоть раз видел натруженные руки наших бабушек, такие, как у З.А.Чеховской. В кино такое не сыграешь…