Учителя начальных классов - особый народ в учительской среде. Они занимаются самой деликатной, важной и ответственной работой: буквально за ручку переводят детей через бурный поток школьной жизни, в котором они оказываются, придя в первый класс. Только от любви учителя зависит, с каким багажом знаний и нравственных ценностей пойдёт ребёнок во взрослую жизнь.
Наталья Борисовна Захарова, учитель начальных классов Уватской школы, предана любимому делу уже не один десяток лет. Однако за эти годы у неё ни разу не возникло желание сменить профессию. Её любят ученики и уважают родители. К её мнению прислушиваются коллеги. А для начинающих педагогов Наталья Борисовна настоящий наставник, который может поддержать и подбодрить.
Встретиться с ней во время школьных занятий оказалось непросто. Только на перемене педагог пообещала выкроить несколько свободных минут. Однако обещаниям оказалось не так-то легко сбыться.
- Тема сегодняшнего урока по предмету «Окружающий мир» - «кровь». Теорию мы прошли на уроке, а практическая часть осталась на переменку. Не могу же я одному ребенку измерить давление, а другому сказать: «Иди, время закончилось». Давайте встретимся на следующей перемене.
И на следующей перемене не оказалось свободного времени, так как к Наталье Борисовне пришли бывшие ученицы, учащиеся средних классов, и им срочно нужно было обсудить «грандиозные проблемы». Тут же мимоходом в класс забежали еще девчата, как оказалось, чтобы просто поприветствовать любимого учителя и обнять ее. Да и четверо-клашки, ревностно наблюдавшие за общением своего учителя с другими учащимися, не отходили от нее буквально ни на секунду.
- Приходится быть для них не только учителем, но и мамой. Хочется быть строгой, но не получается. Ведь это же еще совсем дети, которым нужна моя поддержка. Если ребенок неважно себя чувствует, пришел в школу с плохим настроением или получил двойку, к кому ему идти, конечно же, к учителю. Обнимемся на несколько минут, помолчим, и все неприятности как рукой снимает. Считается, что учитель должен уважать ребенка как личность, но без любви этого недостаточно. Если у человека нет любви к детям, если они вызывают у него раздражение, то незачем идти работать в школу. Все остальные качества, необходимые учителю, прописаны в учебниках.
Для Н.Б. Захаровой сложного выбора будущей профессии не было. Она всегда знала, что хочет быть похожей на свою первую учительницу Тамару Яковлевну Мокроусову, которую очень любила и уважала. Но вся семья была против, чтобы она связывала свою жизнь с педагогикой.
Во время поступления в пединститут родственники буквально «вставляли палки в колеса». Создавали такие ситуации, чтобы опаздывала на экзамены или не успевала хорошо подготовиться. После очередного экзамена они с надеждой спрашивали: «Ну что, не сдала?» А Наталья Борисовна гордо отвечала: «Нет, сдала!» Однако в первый год ей не удалось пройти по конкурсу.
Вернувшись домой, девушка устроилась работать в школу. После получения практических навыков, вторая попытка поступления была успешной.
Отработав девять лет в Омске, Наталья Борисовна вернулась в родную Уватскую школу и была назначена завучем начальных классов.
По мнению учителей начальных классов школ района, с приходом Н.Б. Захаровой на эту должность работать стало интересней. В практику вошли семинары-практикумы, на которых учителя обменивались наработками, учили друг друга и помогали тем, кто испытывал сложности.
-
По характеру я лидер и руководитель, но по призванию - учитель, - говорит Наталья Борисовна. - Работая завучем, завидовала учителям. Мне не хватало общения с детьми. И когда по сложившимся обстоятельствам пришлось взять первый класс, я была по-настоящему счастлива.
-
Наталья Борисовна - педагог от бога, - рассказывает о коллеге Нина Михайловна Будылдина. - Она без остатка отдает себя детям. Живет их интересами и проблемами. Для них она как вторая мама. Например, не сдал кто-то из детей деньги на питание, Наталья Борисовна без раздумий вложит свои. Не дали в класс новые шторы взамен изношенных, пойдет и купит сама, так как считает, что детей даже в школе должны окружать уют и красота. Вроде бы мелочи, но именно из таких мелочей складывается отношение к работе учителя и отношение учеников к учителю. Мало остается таких преданных профессии педагогов.
Не так давно Н.Б. Захарова перенесла тяжелую операцию. Но поддаваться болезни не в ее характере. Едва почувствовав себя лучше, она вернулась в школу к своим ученикам.
- Мои ученики - мое лекарство. С ними нет времени вспоминать о болезнях. Вот и сейчас они уже ждут меня за дверью. Мы ведь еще не всем измерили давление. А после уроков у меня занятия с теми ребятами, кому учеба дается непросто. Еще нужно поговорить с несколькими родителями. Так что доберусь домой к вечеру. Часик отдохну и сяду готовиться к следующему дню.