Этот учитель всегда был заметной фигурой в школе. Даже внешне он очень отличался от привычного образа педагога. Интригу добавляли многочисленные рассказы учеников, у которых Александр Алексеевич вёл физику. Выходя с уроков, они взахлёб пересказывали услышанные истории. По субботам Курьянов вёл факультативное занятие для старшеклассников, которым физика была нужна для поступления. И, например, сразу две мои одноклассницы, никогда ранее не интересовавшиеся предметом, благополучно стали студентками физического факультета ТюмГУ.
В этом году Александр Курьянов после шести лет жизни в Тюмени вернулся в Ялуторовск, он снова преподаёт в школе № 1, и спустя 14 лет после выпускного я побывала на уроке, чтобы самой попытаться понять – что же в его педагогике такого особенного.
В светлом костюме, с длинными волосами, стянутыми резинками, и каким-то умиротворённым спокойствием учитель физики Александр Алексеевич Курьянов приветствует класс:
- Встаньте, я на вас посмотрю. Присаживайтесь. Ну, какие новости, чем живёт и дышит город?
С последних парт раздаётся какая-то шутка, слышно её плохо, но повторить ученик уже не решается. Учитель тут же, не задумываясь, объясняет всему классу, что такое «звуковой экран» и как от звука можно закрыться другим звуком.
Тема урока другая – задачи с применением закона Фарадея. Вообще-то к занятию его нужно было выучить. Но ради экономии времени Александр Алексеевич рассказывает об электромагнетизме сам, с предысторией и примерами, начиная ещё с Алессандро В?????. ? ?????? ?????, ? ?????? ??? ? ольта. К своему стыду, я первый раз в жизни начинаю понимать принцип действия переменного тока, а заодно узнаю, что ныне живущие люди до сих пор не достигли уровня интеллекта Исаака Ньютона, который умел решать дифференциальные уравнения первого порядка, как Пифагор искал квадратуру круга и нашёл число «Пи», какой вкус у электрического тока (горько-кислый), а также мимоходом обретаю полезное знание - как подручными средствами изолировать медный провод (можно помазать лаком для ногтей).
Впрочем, если быть честной, вокруг далеко не все ученики слушают учителя: кто-то под столом играет с телефоном, девчонкам на предпоследней парте сейчас гораздо интереснее обсудить личные секреты, а мальчишки с соседнего ряда явно перед ними красуются. Но для меня и еще десяти человек в классе эффект от урока достигнут: из пугающей и неизвестной физика становится увлекательной и захватывающей.
«Что-то я делаю не так»
Вообще-то Александр Курьянов по первому образованию инженер-электромеханик МПС, но с железной дороги пришлось уйти по причине некоторых проблем со здоровьем. На тот момент, как он сам признаётся, ему было всё равно, что преподавать детям.
- Мне предлагали физику или математику. Я выбрал то, в чём больше нуждалась школа, – рассказывает учитель. - Педагогического образования у меня тогда ещё не было, поэтому как я думал, как сам что-то со школы помнил, так и преподавал. Только потом, поступив в Ишимский педагогический институт, понял: что-то я делаю не так – не по канонам, но перестраиваться было уже неохота.
Его система далека от бунтарства. В ходе разговора на перемене я начинаю понимать, что Курьянов – педагог весьма требовательный. Он рассказывает, что сейчас пока знакомится с учениками, и скоро внутри класса разделит их на группы: тех, кому физика нужна для будущего, и тех, кому она не особенно интересна.
- И Вы не будете их заставлять знать предмет?
- Я не буду нажимать. Зачем тратить время, если ребёнку вполне достаточно «тройки» - учебник почитал и хватит. А тому, кто получает знания целенаправленно, я, может, тоже поставлю «тройку», но уже по другим критериям, она будет честно заработанной. И завышать оценку не буду, потому что у ребёнка должен быть стимул, он должен понимать уровень своих знаний.
Александр Алексеевич искренне переживает из-за сокращения школьной программы по физике. По его расчётам, чтобы успешно сдать ЕГЭ, нужно заниматься не менее пяти часов в неделю, а сейчас у старшеклассников всего два урока. В итоге они не могут при поступлении в вузы составить конкуренцию ребятам из специализированных классов.
Лет десять назад, когда в школе запретили проводить подготовительные курсы, он занимался со старшеклассниками у себя дома. Как говорит, «на свой страх и риск». Впрочем, он и сейчас готов тратить на это личное время. Осталось только окончательно переехать, а пока у него дома даже стола нет.
- Насколько я знаю, особо Вы на курсах не зарабатывали. Так зачем Вам это надо: ради любви к детям, к физике, а может, к Родине?
- Нет, тут другой интерес. Очень трудно отказать ребёнку, которому нужны знания. Ему что-то не понятно, а ты можешь помочь. И у него впереди – будущее.
С тех пор, как инженер Курьянов стал учителем физики, прошёл 21 год. Говорит, что если бы ему не нравилась эта работа, он обязательно нашёл бы себе другое дело.
Ольга КАЛИНИНА
Фото автора