Медиакарта
21:32 | 20 ноября 2024
Портал СМИ Тюменской области

Защита детей от информации, наносящей вред их здоровью и развитию

1 СЕНТЯБРЯ 2012 ГОДА ВСТУПИЛ В ЗАКОННУЮ СИЛУ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОТ 29.12.2010 № 436 «О ЗАЩИТЕ ДЕТЕЙ ОТ ИНФОРМАЦИИ, ПРИЧИНЯЮЩЕЙ ВРЕД ИХ ЗДОРОВЬЮ И РАЗВИТИЮ».

Согласно статье 1 указанного закона он регулирует отношения, связанные с защитой детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, в том числе от такой информации, содержащейся в информационной продукции. Действие закона не распространяется на отношения в ряде сфер, в том числе на сферу рекламы.

Статья 2 вносит ряд понятий, в том числе понятие информационной безопасности детей, под которым понимается состояние защищённости детей, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией вреда их здоровью и (или) физическому, психическому, духовному, нравственному развитию.

Под информационной продукцией понимается продукция средств массовой информации, печатная продукция, аудиовизуальная продукция на любых видах носителей, программы для ЭВМ и базы данных, а также информация, распространяемая посредством зрелищных мероприятий, и информация, размещаемая в информационно-телекоммуникационных сетях (в том числе в сети "Интернет") и сетях подвижной радиотелефонной связи.

Статьёй 5-й определены виды информации, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, в том числе запрещённые для распространения в среде детей и ограниченные к такому распространению.

В частности, к информации, за-прещённой для распространения среди детей, относится информация:

-побуждающая детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью, самоубийству;

-способная вызвать у детей желание употребить наркотические средства, психотропные и (или) одурманивающие вещества, табачные изделия, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе, принять участие в азартных играх, заниматься проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством;

-оправдывающая противоправное поведение;

-содержащая информацию порнографического характера и т.д.

Ограничения для распространения в детской среде установлены для информации, представляемой в виде изображения или описания жестокости, физического и (или) психического насилия, преступления или иного антиобщественного действия; вызывающей у детей страх, ужас или панику; представляемой в виде изображения или описания половых отношений между мужчиной и женщиной и т.д.

Законом информационная продукция, ограниченная для распространения в среде детей, в целях определения условий для её распространения классифицируется в зависимости от возраста ребёнка (до 6 лет, до 12 лет, до 16 лет). Категория информационной продукции обозначается знаком информационной продукции, размещаемым её производителями или распространителями.

Так, к информации для детей, не достигших 6 лет, может быть отнесена информация, не причиняющая вреда здоровью и (или) развитию детей (в том числе, содержащая описание физического и психического насилия при условии торжества добра над злом и выражения сострадания к жертве насилия и осуждения насилия). В присутствии родителей или иных законных представителей детей, достигших возраста шести лет, допускается оборот информационной продукции для детей, достигших возраста 12 лет.

Глава 3 содержит требования к обороту информационной продукции, в частности, запрещает оборот информационной продукции, содержащей информацию, причиняющую вред здоровью и (или) развитию детей, без знака информационной продукции.

До начала демонстрации посредством зрелищного мероприятия информационной продукции ей присваивается знак информационной продукции. Указанный знак размещается на афишах и иных объявлениях о проведении зрелищного мероприятия, а также на входных билетах, предоставляющих право его посещения.

В прокатном удостоверении аудиовизуального произведения, в свидетельстве о регистрации в качестве средства массовой информации теле- и радиопрограммы, периодического печатного издания для детей должны содержаться сведения о категории данной информационной продукции.

Доступ детей к информации, распространяемой посредством информационно-телекоммуникационных сетей (в том числе сети "Интернет"), предоставляется операторами связи, оказывающими услуги связи в пунктах коллективного доступа, при условии применения указанными операторами связи технических, программно-аппаратных средств защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию.

Статьёй 16-й закона установлены дополнительные требования к обороту информационной продукции, запрещённой для детей.

Так, первая и последняя полосы газеты, обложка экземпляра полиграфической продукции, запрещённой для детей, при распространении для неопределённого круга лиц в местах, доступных для детей, не должны содержать информацию, причиняющую вред здоровью и (или) развитию детей.

Информационная продукция, запрещённая для детей, в виде печатной продукции допускается к распространению в местах, доступных для детей, только в запечатанных упаковках.

Информационная продукция, запрещённая для детей, не допускается к распространению в предназначенных для детей образовательных организациях, детских медицинских, санаторно-курортных, физкультурно-спортивных организациях, организациях культуры, организациях отдыха и оздоровления детей или на расстоянии менее чем сто метров от границ территорий указанных организаций.

Глава 4 определяет порядок, сроки и правовые последствия экспертизы информационной продукции. В качестве эксперта, экспертов для проведения экспертизы информационной продукции привлекаются лица, имеющие высшее профессиональное образование и обладающие специальными знаниями, в том числе в области педагогики, возрастной психологии, возрастной физиологии, детской психиатрии.

В связи с вступлением указанного Федерального закона в силу внесены изменения в следующие нормативные акты:

-ст. 25, 27, 57, 60 закона Российской Федерации от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации»;

-ст. 14 Федерального закона от 24.07.1998 №124 «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации»;

-ст. 5, 6, 38 Федерального закона от 13.03.2006 №38 «О рекламе», статьёй 5 которого не допускается размещение рекламы в учебниках, учебных пособиях, другой учебной литературе, предназначенных для обучения детей по основным образовательным программам начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, школьных дневниках, школьных тетрадях.

-ст. 12 Федерального закона от 27.07.2006 №149 «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях дополнен статьёй 6.17, предусматривающей ответственность за нарушение законодательства о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию.

Частью 1-й указанной статьи предусмотрена ответственность за нарушение установленных требований распространения среди детей информационной продукции, содержащей информацию, причиняющую вред их здоровью и (или) развитию.

Часть 2 статьи устанавливает ответственность за неприменение операторами связи, оказывающими услуги связи в пунктах коллективного доступа к информации, распространяемой посредством информационно-телекоммуникационных сетей (в том числе сети "Интернет"), технических, программно-аппаратных средств защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию.

Размещение в информационной продукции для детей объявления о привлечении детей к участию в создании информационной продукции, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.6.17 КоАП РФ.

Возбуждение дела об административном правонарушении по указанной статье отнесено к компетенции должностных лиц федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию.

Рассмотрение таких дел в силу изменений, внесённых в ст. 23.1 КоАП РФ, осуществляется судом.

Постановление по делу о рассматриваемом административном правонарушении не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.

В силу статьи 23 Федерального закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» положения ч.1 ст. 12 закона в части обязательного размещения на продукции знака информационной безопасности не распространяются на печатную продукцию, выпущенную в оборот до дня вступления в силу закона.

В Тюменской области по результатам прокурорской проверки в сети "Интернет "закрыты 103 сайта, содержащих порнографические материалы и компьютерные вирусы.

Прокуратура Тюменской области в целях реализации положений Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 гг. провела мониторинг сведений, размещённых в сети "Интернет". В ходе надзорных мероприятий были выявлены 103 сайта, специализировавшихся на размещении вредоносной информации.

Согласно указанной Национальной стратегии одной из мер, направленных на обеспечение информационной безопасности детства, является блокирование информационных каналов проникновения через источники массовой информации в детско-подростковую среду элементов криминальной психологии, культа насилия, других откровенных антиобщественных тенденций и соответствующей им атрибутики.

Установлено, что на Интернет-ресурсах в свободном доступе публиковались порнографические фото- и видеоматериалы, нецензурные выражения и рассказы пользователей, пропагандирующие беспорядочные половые связи.

Также прокурорами с использованием специальных технических средств на сайтах было зафиксировано наличие вредоносного программного обеспечения, функциональные особенности которого были направлены на получение конфиденциальных персональных данных пользователей сети "Интернет" с целью их дальнейшего неправомерного использования (фишинг).

Согласно общеизвестным данным фишинг – это вид сетевого мошенничества, основанный на выманивании у жертвы конфиденциальных персональных данных (данных банковской карты, паролей, личных идентификационных данных) с использованием подложных писем или веб-сайтов, якобы исходящих от заслуживающих доверия инстанций.

Прокуратура Тюменской области в адрес хостинг-провайдера внесла представление об устранении нарушений закона. По результатам его рассмотрения доступ к опасным сайтам заблокирован.

Автор: Заместитель прокурора Сорокинского района младший советник юстиции Слюсарев А.А.