Медиакарта
20:41 | 18 сентября 2024
Портал СМИ Тюменской области

Ответы на вопросы о ЖКХ

22:35 | 06 октября 2012
Источник: Сельская новь

Сфера ЖКХ – сфера постоянных изменений, усовершенствований, нововведений. У потребителей постоянно имеется масса вопросов, которых сейчас появилось ещё больше в связи с введением новых правил предоставления коммунальных услуг и новых нормативов потребления коммунальных услуг в Тюменской области. Поэтому специалисты Департамента тарифной и ценовой политики Тюменской области подготовили брошюру, где постарались дать ответы на вопросы, с которыми чаще всего обращаются жители области.

Что такое плата за жилое помещение?

Под этим понятием многие ошибочно подразумевают плату за содержание собственной квартиры. Однако это не так. На самом деле плата за жилое помещение – это расходы на содержание общего имущества. В частности, граждане платят за:

  • услуги и работы по управлению многоквартирным домом;

  • содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме.

Если человек живёт в квартире по договору социального найма, т.е. фактически не является её собственником, то он освобождается от необходимости вносить свою часть средств на капитальный ремонт многоквартирного дома, которая оплачивается собственником жилищного фонда (наймодателем), а наниматель дополнительно платит за пользование квартирой (т.е. платит за наём). Содержание же квартиры не обеспечивается платой за жилое помещение и осуществляется нанимателем или собственником квартиры самостоятельно, исходя из необходимости поддержания её в нормативном состоянии (пригодном для жилья и не допускающем её разрушения).

Что такое общее имущество?

На праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат: - помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы);

  • крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения;

  • земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты.

Что такое места общего пользования?

Это помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме. В том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации и иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование).

Кто должен менять водопроводные стояки в многоквартирном доме?

Стояки водоснабжения, внутриквартирные отводки от стояков и первые запирающие устройства (краны) являются общим имуществом собственников помещений. Их надлежащее состояние и текущий ремонт обеспечиваются управляющей организацией. Она и осуществляет их замену. В случае, если в составе платы за жилое помещение отсутствуют платежи собственников за капитальный ремонт, то замена стояков водоснабжения потребует дополнительной оплаты собственниками помещений.

Что такое коммунальные услуги?

Коммунальные услуги – это: - холодное и горячее водоснабжение; - водоотведение; - электроснабжение; - газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах); - отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).

Как определяется плата за коммунальные услуги?

Плата за каждую коммунальную услугу определяется путём умножения тарифа на коммунальную услугу на объём её потребления, который, в свою очередь, определяется показанием прибора учёта или нормативом потребления коммунальной услуги.

Кто устанавливает тариф на коммунальную услугу?

В Тюменской области тарифы на горячую и холодную воду, водоотведение, тепловую энергию устанавливает Департамент тарифной и ценовой политики Тюменской области, розничную цену на природный и сжиженный газ – Правительство Тюменской области, тарифы на электрическую энергию – Региональная энергетическая комиссия Тюменской области, ХМАО-Югры, ЯНАО.

Почему тарифы на коммунальные услуги различны в муниципальных образованиях и у разных коммунальных организаций?

Тарифы на коммунальные услуги устанавливаются для каждой коммунальной организации исходя из обоснованных затрат на производство соответствующего коммунального ресурса. Очевидно, что такие затраты различны у различных организаций и связаны с протяженностью сетей, энергоёмкостью установленного оборудования, способом производства, стоимостью и видом используемого топлива, количеством потребителей (объемом реализации услуги) – отсюда и различие в величине тарифов.

Каждый потребитель платит только за себя по тарифу своего поставщика, поэтому различие в тарифах является объективным.

Почему в соседнем доме за квартиру такой же площади плата за отопление (водоснабжение, водоотведение, электроснабжение) меньше?

Плата за коммунальные услуги зависит от многих факторов: - наличия прибора учёта используемых коммунальных ресурсов (общедомовых, индивидуальных); - этажности дома; - года постройки дома; - степени благоустройства жилого помещения; - доли общего имущества (для многоквартирных домов); - поставщика коммунальных услуг. Поэтому плата за одну и ту же коммунальную услугу при одинаковой площади квартиры может обоснованно различаться.

Почему мне предъявляется плата за канализацию? Я уже заплатил за воду! Водоснабжение и водоотведение – это разные технологические процессы. Холодное водоснабжение включает в себя: подъём воды, её очистку и транспортирование, а горячее водоснабжение – ещё и нагрев воды.

Водоотведение (канализация) включает в себя: приём и транспортирование (перекачку) стоков, очистку стоков и утилизацию сточной жидкости, утилизацию осадка и его захоронение.

Поэтому водоснабжение и водоотведение являются разными коммунальными услугами и тарифицируются отдельно. Что изменилось в принципах оплаты коммунальных услуг с 1 сентября 2012 года?

Во-первых, изменились тарифы на воду и водоотведение, тепловую энергию – они увеличились примерно на шесть процентов. Тарифы на электрическую энергию и газ для населения не изменились. Во-вторых, изменились Правила предоставления коммунальных услуг (постановление Правительства РФ от 6.05.2011 г. № 354). Согласно им, теперь, вне зависимости от наличия или отсутствия общедомового прибора учёта энергетического ресурса, потребители должны оплачивать потребление электроэнергии, холодной и горячей воды, услуги водоотведения пропорционально доле собственника в общем имуществе многоквартирного дома. Это означает, что при отсутствии общедомового прибора учёта потребители заплатят по нормативам потребления, а его установка становится интересом самого потребителя.

Сокращены сроки введения ограничений на оказание коммунальных услуг при их неоплате с шести до трех месяцев. Если показания индивидуального прибора учёта не передаются ресурсоснабжающей организации, то оплата производится первые три месяца по среднемесячным платежам предыдущего периода, после чего применяется для расчета платы норматив потребления. Отопление же в Тюменской области вплоть до 1 июля 2013 года будет оплачиваться:

  • по среднемесячному показанию общедомового прибора учета за предыдущий отопительный период, с корректировкой один раз в год;

  • по нормативам потребления услуги без корректировок, если прибор учёта тепловой энергии отсутствует. Когда начинается отопительньей сезон?

Начало и конец отопительного периода для централизованных систем отопления устанавливается решением органов местного самоуправления. При этом начало отопительного периода устанавливается при среднесуточной температуре наружного воздуха ниже плюс восьми градусов Цельсия, а конец – при среднесуточной температуре наружного воздуха выше плюс восьми градусов в течение пяти суток подряд. Отопительный период должен начинаться или заканчиваться со дня, следующего за последним днём указанных пяти суток.

При автономной системе отопления условия определения даты начала и окончания отопительного периода и установление указанных дат осуществляются собственниками помещений в многоквартирном доме самостоятельно и согласуются с исполнителем услуги (ТСЖ, ЖСК, управляющей организацией и т.д.).

Какие требования существуют к услуге отопления?

Отопление должно быть бесперебойным и круглосуточным в течение отопительного периода. При этом принципиально важным результатом является не степень нагрева отопительного прибора в отапливаемом помещении, а создаваемый при этом температурный режим в помещении. Температура воздуха в жилых помещениях должна составлять не ниже плюс 20 градусов Цельсия и не выше плюс 24 градусов (для угловых помещений – не ниже плюс 22 градусов и не выше плюс 26 градусов).

В подъезде многоквартирного дома температура должна быть не ниже плюс 16 градусов, в подвале – не ниже плюс 5 градусов. Указанный температурный режим должен обеспечиваться исполнителем услуги с условием, что потребитель услуги самостоятельно выполняет мероприятия по утеплению окон в жилом помещении. Таким образом, если в отопительный период температура воздуха в отапливаемых помещениях не соответствует установленным параметрам, потребителю необходимо обратиться к исполнителю коммунальной услуги, который, в свою очередь, обязан принять меры по обеспечению нормативных параметров температуры воздуха и произвести перерасчет за некачественную услугу.

За каждый час отклонения температуры воздуха в жилом помещении размер ежемесячной платы снижается на 0,15 процента размера платы за каждый градус отклонения. Обеспечение надлежащего качества услуги (установленного температурного режима) может достигаться регулировкой внутридомовой системы отопления.

При этом в выигрышном положении оказываются потребители, которые установили общедомовой прибор учёта тепловой энергии, поскольку при конечных расчётах за отопительный период оплата будет произведена по фактическим показаниям такого прибора учета (действующее законодательство предусматривает оплату равными платежами по среднемесячному потреблению за предыдущий отопительный период и корректировку итоговой платы по фактическим показаниям общедомового прибора учета по окончании текущего отопительного периода). Если общедомового прибора учёта тепловой энергии нет, то потребители оплачивают по нормативу потребления в течение всего отопительного периода, даже несмотря на отключение внутридомовой системы отопления и нерасходование при этом тепловой энергии.

Итак, в отопительный период могут возникать ситуации, когда внутридомовую систему отопления необходимо отключать в целях обеспечения нормативного температурного режима. При этом имеется возможность не платить лишнего – установить общедомовой прибор учёта тепловой энергии.

Что делать, если коммунальная услуга отсутствует либо некачественная?

Нужно сообщить об этом (можно по телефону) в управляющую организацию, ТСЖ, жилищный или иной специализированный кооператив, где обязаны зарегистрировать обращение, сообщить данные о его регистрации. Указанные организации обязаны предпринять меры по нормализации ситуации, а за перерыв в оказании коммунальных услуг должны в последующем сделать перерасчёт.

Как производится перерасчет платы за услуги при временном отсутствии проживающего?

При временном, то есть более 5 полных календарных дней подряд, отсутствии потребителя в жилом помещении, не оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учёта, осуществляется перерасчет размера платы за предоставленную коммунальную услугу, за исключением отопления и газоснабжения на цели отопления жилых помещений.

Размер платы за коммунальную услугу по водоотведению подлежит перерасчёту в том случае, если осуществляется перерасчёт размера платы за коммунальную услугу по холодному и (или) горячему водоснабжению.

Не подлежит перерасчёту в связи с временным отсутствием потребителя размер платы за коммунальные услуги на общедомовые нужды.

Перерасчёт размера платы за коммунальные услуги производится пропорционально количеству дней временного отсутствия потребителя, которое определяется, исходя из количества полных календарных дней его отсутствия, не включая день отъезда и день прибытия в жилое помещение. Перерасчёт размера платы за коммунальные услуги осуществляется исполнителем услуги в течение 5 рабочих дней после получения письменного заявления потребителя о перерасчёте размера платы за коммунальные услуги (далее – заявление о перерасчёте), поданного до начала периода временного отсутствия потребителя или не позднее 30 дней после окончания периода временного отсутствия потребителя.

В заявлении о перерасчёте указываются фамилия, имя и отчество каждого временно отсутствующего потребителя, день начала и окончания периода его временного отсутствия в жилом помещении. К заявлению о перерасчёте должны прилагаться документы, подтверждающие продолжительность периода временного отсутствия потребителя.

В качестве документов, подтверждающих продолжительность периода временного отсутствия потребителя по месту постоянного жительства, к заявлению о перерасчёте могут прилагаться, например, справка о нахождении на лечении в стационарном лечебном учреждении или на санаторно-курортном лечении, проездные билеты, оформленные на имя потребителя, и другие документы.

Автор: Подготовила к печати В. Бабушкина