«От героев былых времён не осталось уже имён…» Политика государственного почитания лучших тружеников, похоже, осталась за историческим барьером 90-х. Орденоносцы советской эпохи. Почётные трудовики… Они перешли в новый век, оставив всё – славу и достижения, молодость и здоровье – там. Неужели сегодня это уже никому не нужно? Да не будет так! Их труд в прошлом выковал платформу для нашего настоящего, а голоса всё звучат и способны поведать столько…
Н.А.Шорохова: «Жизнь трудная и трудовая»
– Впервые в жизни я у бабушки попанствовала. У неё выросла, поднялась. Она меня молитвам научила, добру.
А то всё жизнь по мачехам. Отец-то пять раз женился! Всё хотел нам мать привести, с тех пор как наша-то родненькая померла. А как померла… Надсадилась али застудилась, а можа – и то, и другое сообща. После родов, как братишку родила, – мне три годка было – с отцом воду студёную по весне вычерпывали, по пояс в ледяной жиже. До-о-олго болела, около году. Так мы и остались с братишкой годовалым. Было дело, помыкали мы горюшка с мачехами да братьями-сёстрами названными. Голодные, холодные, битые да забытые.
А отец, видно, тоже застудился тогда. Кашлял, вспоминаю, всё. Кашель этот его в могилу и свёл. Вот я к бабушке и попала. Не сидела у неё на шее сиднем. Вязать научилась, ткать, вышивать. Лет с двенадцати в поле горох ходили молотить. Со снопами умела управляться. Многое… Стукает, как сейчас слышу, бригадир в окошко: «Надежда! На работу!». Работать пошла. Весовщиком.
Дед мой свататься когда приехал, так я себе уже и обнову сама справить смогла: сапоги хромовые, полушалок. По моде. Увёз он меня из Песьяново, с родины, в Шагалово. На квартиру к двум золовкам. Дома я так и не нахозяйничалась – в колхоз оформили учётчицей. Молоко принимать. У учётчицы каковы обязанности? На ферму через всю деревню беги, быка запряги, молоко свези, фляги заправь, на ферму увези, опростай, помой… А доили коров три раза в день! Домой с петухами ворочалась. Чуть с ума не сошла от такого графику. Руки, ноги повыломала – до сих пор ноют, покалеченные. Одна рука, кажись, с того времени подыматься и перестала. Приходилось держаться. Мужа-то кормить надо было – с позвоночником как раз слёг, три года в корсете провёл. И податься некуда, брат к себе принять отказался… Осенью поставили весовщиком. Приняла хлеб – должна его полностью сдать. Сама грузила, сама в город везла, сама выгружала. Домой – опять с рассветом. Но дождалась я всё ж своего счастья: в доярки пробилась. По двадцать пять коров тогда на доярку приходилось. Доить стала стараться, коровы мои чистые всегда были. Надои большие получались.
Зарплата? В трудоднях получалось тоже достаточно. Из трудодней зарплата состояла. Зато премии полагались.
Хорошие премии. За первое место по удоям каждый месяц по десять рублей выходило мне премиальными. Было даже, мотоцикл «Урал» от райкома партии как передовику выделили. Нет, не подарили – разрешили приобрести вне очереди.
Было и трудно, было. Из-за наговоров, зависти переживала. И физически тяжело. Бидоны с молоком больными руками носить тяжело. И подкормку тогда ведь сами заготовляли. Мениск однажды на такой работе порвала, сейчас маюсь с ним. Декретов тоже бабы не брали. Я первого сына в пятьдесят пятом родила, сразу и вышла.
Муж тогда после болезни много работать не мог, на складе всё. А я в свинарки подалась. Ну и на полевых работах. Через три года – младшего сына тогда носила – на соцсоревновании звеньевой кукурозоводческого звена была. Победили мы. За победу привезли мне грамоту и кофту. Много у меня их, грамот, это да. Ордена есть. Один, Ленина, вот поздно дали. Пораньше вручи – получила бы я Звезду Героя Соцтруда. Не сбылось… Но я не жалуюсь. Много мне почёта оказывали, хватило. Депутатом в шестидесятых в областной совет депутатов трудящихся избиралась, в восьмидесятых – в Огнёвский сельсовет депутатом. Наставником молодёжи быть доверяли. С района, с области приезжали, фотографировали. Интересовались, как я добиваюсь таких успехов.
На ВДНХ (выставка достижений народного хозяйства) в Москву отправляли от области.
В восемьдесят шестом на пенсию ушла. Вот такая моя жизнь. Трудовая и трудная. Дети со свекровью выросли.
АКЦЕНТЫ ДЛЯ ЧИТАТЕЛЯ
НАГРАДЫ НАДЕЖДЫ АЛЕКСЕЕВНЫ ШОРОХОВОЙ:
-
почётная грамота за 1 место в областном социалистическом соревновании (1958 г.);
-
почётные грамоты победителю районных социалистических соревнований (1971, 1972, 1973, 1974 гг.);
-
орден Октябрьской Революции (1973 г.);
-
значки ВДНХ «За достигнутые успехи в развитии народного хозяйства СССР» (серебряный – в 1972 г., бронзовый – в 1973 г., серебряный – в 1974 г.);
-
диплом «Наставнику молодёжи»;
-
орден Ленина (1986 г.).
Дети Николай и Александр; внуки Светлана, Наталья, Оксана, Александр; правнуки Даша, Ваня, Толя, Лера, Маша.