В минуты душевной смуты я иду… в теплицу. Когда ставили пластиковые стеклопакеты, деревянные оконные рамы остались без надобности. Из них мы соорудили тепличку, и с тех пор – это вместилище моих горьких дум. Зато в тепличке ни травинки, ни одного лишнего пасынка. Томаты – до килограмма. Словом, к теплицам у меня интерес особый.
Из впечатлений последних встреч, отмечу, что теплицы наших читателей поражают воображение. Без особой разницы – душевное отношение к ним или практичное. Кстати, из всех виденных мною поликарбонатных красавиц с крышей-полусферой меня не вдохновила ни одна. Зато в селе Новый Тап я обнаружила просто уникальное и неповторимое тепличное хозяйство.
Накануне прошёл первый октябрьский снег. Он густо засыпал цветущие палисадники, золото садов, убранные огороды. Уходящее в зиму село с тепличной и огородно-овощной темой никак не ассоциировалось. Но даже под лёгким покрывалом предзимья можно было без труда увидеть редкую ухоженность клубничных гряд, чистоту картофельного огорода нашего адресата. По всему, приусадебный участок здесь больше, чем просто участок. Это место для ума и души, неутомимого вдохновения, для работы рук. Здесь серые будни на время останавливают свой бег. Здесь царит радость творчества.
А теперь – фантастика. Представьте себе две солидные теплицы, собранные из множества пластин от пластиковых бутылок. Сразу скажем, первое потрясение было от того, что сделала их, спроектировала женщина, пенсионерка – Римма Николаевна Воробьёва. Для одной теплицы понадобилось более двух тысяч пустых пластиковых бутылок! Я удосужилась посчитать боковые стены – 400 пластин. А ещё крыша, задняя и торцевая части. Плюс ещё две с лишним тысячи – вторая теплица. В хозяйстве Риммы Николаевны вы увидите множество изделий самого разного назначения из пластиковой тары. Десятки тысяч ёмкостей из-под пива и воды ушли по полезному назначению. Вот уже поистине санитар Нового Тапа – в округе не увидишь ни одной брошенной бутылки. Римма Николаевна и на мусорной свалке завсегдатай. Без тени брезгливости набивает полные мешки и несёт домой. А там начинается священнодействие и невероятной кропотливости труд. Разрезает бутылки, раскраивает материал. Пластины Римма Николаевна соединяет вручную. Раскручивает длинный металлический трос, раскусывает плоскогубцами на трёхсантиметровые отрезки. Скрепляет плоскогубцами по типу степлера в нескольких местах. Швы у Риммы Николаевны аккуратные – ведь она профессиональная швея. Хотя что значит швея. Мастер. Мастер бытового обслуживания. Она окончила училище по профилю «парикмахерское дело» в Горьковской области. Приехала в Новый Тап в 1970 году. Шила виртуозно: в семье портными были и мать, и дядя. Долгие годы работы на предприятии бытового обслуживания научили ремонтировать утюги и плитки, делать стрижки и перманент, кроить и шить.
У местных жителей отношение к Римминым теплицам разное: от восхищения до непонимания. Но все знают: первые красные помидоры у Риммы Николаевны. И глубокой осенью, по снегу, у неё можно купить крепких вкусных помидорчиков и толстостенных огромных перцев. Сегодня у неё томаты просортированы и разложены по ящикам: зелёные, поспевающие, красные. Римма Николаевна беззаветно любит свои теплицы. Это её привычное, любимое занятие. Своя философия, свои традиции и наработки.
По её глубокому убеждению, пластиковая теплица лучше сохраняет тепло, чем стеклянная. Про поликарбонат ничего не может сказать. Не имеет возможности сравнивать. Томаты и перцы она высаживает в теплицы четвёртого мая. Календарь сельхозработ у Риммы Николаевны свой собственный. Ни лунный, ни народный ей не указ. Четвёртого мая – и без вариантов. Камни с неба вались. А сеет семена в феврале. Скороспелые сорта – позднее. Рамы с деревянными подоконниками, не самыми вместительными, тоже не лишены модернизации. Рассада расставляется на окнах в несколько ярусов. Корней до ста, а иногда и больше. Сортов не много, но все проверенные, испытанные на урожайность и вкусовые качества: Дубок, Чухлома, Северянка. Свои семена, не покупные. И перцев, и огурцов, и другой огородной мелочи, и цветов.