Голубое топливо, именно так мы называем природный газ, принесло в наши дома тепло, сделало наш быт комфортным. Однако одновременно газопроводы усилили наше беспокойство за жизнь и здоровье. Газовое оборудование, которое нас обогревает и помогает приготовить пищу, требует соблюдения правил эксплуатации, соответствующего ухода и технического обслуживания. Последнее вызывает немало вопросов у населения района, ведь, согласно договору с ОАО «Тюменьмежрайгаз», за услугу необходимо ежегодно платить деньги.
– При введении в эксплуатацию газового оборудования мы заключаем с гражданами договор на техническое обслуживание, – рассказывает А.В. Пономарев, начальник Голышмановского производственно-эксплуатационного участка ОАО «Тюменьмежрайгаз». – По установленным правилам технической эксплуатации обслуживание газовых плит проводится – раз в два года, газовых горелок и котлов – раз в год. Техническое обслуживание осуществляют слесари службы внутридомового газового оборудования. На руках у них имеется соответствующее удостоверение. Если граждане считают, что техобслуживание – это лишний повод собрать деньги с населения, то ошибаются. О порядке эксплуатации и сроках проведения техобслуживания они могут прочитать в инструкции по эксплуатации газового прибора. Техническое обслуживание газового оборудования – это, в первую очередь, обеспечение безопасности человека. В этом году уже было два несчастных случая, связанных с эксплуатацией неисправного газового оборудования. Чаще всего опасность представляют газовые горелки марки УГОП-16. В настоящее время мы их не устанавливаем и не ремонтируем, постепенно выводим из эксплуатации. Не рекомендуем использовать газовые горелки в печи, для отопления дома или квартиры предпочтительнее устанавливать заводские котлы. Для удобства граждан оплатить техобслуживание можно прямо у слесаря. Для этого у них есть квитанции. Если человек не может на данный момент предоставить необходимую сумму, то можно договориться об оплате в другое время или взять квитанцию и заплатить через почтовое отделение или кассу межрайгаза. На сельских территориях население оплачивает услугу через почту и филиалы Сбербанка. Расценки не менялись уже четыре года. К примеру, обслуживание отопительной печи с автоматической газовой горелкой стоит 92 рубля. Более сложное оборудование дороже в несколько раз. В случае, если гражданин отказывается от проведения технического осмотра, то, согласно договору, мы вынуждены произвести отключение приборов. И абоненту в итоге придется платить и за отключение, и за подключение, и, конечно же, за техническое обслуживание.
Слесарь ВДГО А.И. Найденов за рабочий день обходит примерно по пять домов. Он рассказывает:
– Нечасто, но с неисправностями сталкиваться приходится. Особого внимания требует наружный газопровод в местах резьбовых соединений, когда используется наружный счетчик. Если у хозяина дома в момент моего прихода нет времени показывать оборудование, то договариваюсь на другое время. При техобслуживании проверяю, как установлены газовые приборы, в соответствии ли с правилами безопасности, работоспособность кранов, установленных на вводе в дом, газопроводах и газовых аппаратах и приборах. А также смазку всех кранов: обязан при необходимости заменить ее. Проверяю в работе газовые плиты, регулирую и чищу горелки, автоматику безопасности. Также проверяю герметичность внутридомового газового оборудования и приборов с помощью мыльной эмульсии: от ввода в здание до кранов на приборах. Мои обязанности – проводить повторный инструктаж по правилам пользования газовыми приборами. Оборудование, требующее ремонта, отключаю, оформляю соответствующий акт с указанием причины. Если в нашей организации есть необходимая запчасть, то на следующий день ее устанавливаю. Если запчастей нет, то абонент за свой счет приобретает необходимое. Хочется, чтобы люди понимали, мы не ходим по домам собирать деньги, а обеспечиваем безопасность.
И особенно не стоит отказываться от технического обслуживания тем, у кого газовое оборудование используется уже много лет.
Наталья Гладковская