Медиакарта
17:28 | 30 июля 2024
Портал СМИ Тюменской области

Владимир Новоселов: без участия бизнеса невозможно воспитать нужного специалиста

Владимир Новоселов: без участия бизнеса невозможно воспитать нужного специалиста
17:00 | 18 октября 2012

Тюмень. О дефиците на рынке труда и возвращении престижа рабочим специальностям, практике трехсторонних соглашений сотрудничества для воспитания кадров, работе по созданию региональных многофункциональных центров прикладной квалификации в интервью информационному агентству «Тюменская линия» рассказал депутат Тюменской областной думы Владимир Новоселов.

Владимир Васильевич, продолжаются разговоры о дефиците рабочих специальностей. Как Вы оцениваете ситуацию в регионе? Какие выходы существуют? Что областная дума делает для решения этой проблемы?

  • Дефицит рабочих специальностей возник не вчера, это давняя проблема. Основные причины сложившейся ситуации - ажиотажный спрос на услуги высшего образования, ментальность российского населения, потеря престижа рабочих профессий. Где в современное время пишут о людях труда? Где прославляют рабочего? Все это в совокупности привело к тому, что в стране произошел перекос в пирамиде профессионального образования. Сегодня в России семь миллионов человек получают высшее образование, 2,5 миллиона — среднее профобразование и только 1 миллион 600 тысяч человек получают начальное профессиональное образование. А если брать реальную потребность в специалистах, то ситуация должна складываться с точностью до наоборот. И ведь самое интересное, что работодатели испытывают жесточайший дефицит, как в рабочих кадрах, так и в профессионалах самой высокой квалификации.

В идеале мы, конечно, никогда не решим эту проблему. Почему? Бизнес развивается стремительно и по собственным законам. Смотрите, кто еще лет пять назад мог бы предположить, что в Тюменской области появится металлургический завод или предприятие по выпуску стеклотары? Совершенно новые виды производства для региона, специалистов для которых у нас никогда не готовили. Без сомнения, образовательная отрасль будет постоянно стремиться к удовлетворению запросов региональных работодателей.

Очень многое для решения этого вопроса делает законодательное собрание региона. В частности, приоритеты в областном бюджете направлены на то, чтобы скоординировать планируемые к реализации инвестиционные проекты и подготовку кадров под них. Хочется еще отметить, что мало посадить ребят, желающих получить знания, умения и навыки, за парты, необходим высокопрофессиональный педагогический состав. Отрадно, что при непосредственном участии правительства и региональной думы в области создаются условия для мотивации преподавателей – это проекты «Ипотека для молодых преподавателей» и «Учительский дом», жилищные субсидии и займы работникам образования на приобретение жилья и многое другое.

В регионе практикуется заключение трехсторонних соглашений между правительством, работодателями и профучилищами. Ваша оценка подобного опыта, каковы перспективы?

  • Без заинтересованности и непосредственного участия бизнеса невозможно воспитать нужного производству специалиста. Какой раньше был подход у предпринимателей? «Я плачу налоги, а государство пускай готовит специалистов». И ведь зачастую предприниматели недовольны кадрами. Поверьте, ни один вуз или техникум, имея самую прекрасную лабораторную базу, не подготовит специалиста конкретного профиля для работы на каком-то конкретном производстве. Образовательное учреждение даст своему выпускнику совокупность знаний, навыков и умений, а вот когда он придет на рабочее место — там зачастую совершенно иная ситуация. Почему? Образование всегда, пусть на полшага, но отстает от преобразований и инноваций на современных производствах.

Только «на улице с двухсторонним движением» могут появиться высококвалифицированные, «заточенные» под конкретное предприятие, специалисты. Например, у ТюмГНГУ заключено более 160 масштабных соглашений с различными предприятиями на подготовку специалистов. Подобная практика помогает в какой-то мере решить проблему дефицита профкадров. И крупный, и малый бизнес понимает, что только совместными усилиями с образовательными учреждениями, станет возможно подготовить требуемые им кадры.

В области началась работа по созданию многофункциональных центров прикладной квалификации. Как Вы считаете, это поможет в устранении дисбаланса на рынке труда?

  • Любой дом строится с фундамента. И чем прочнее и многофункциональнее будет фундамент, тем больше вариантов и возможностей для возведения дома. Мы выпустили молодого человека из профучилища, но его специальность на данный момент не востребована. А ведь стоит лишь немного добавить навыков, переподготовить, повысить квалификацию и работодатели выстраиваются с очередь. Подобные многофункциональные центры позволят повысить мобильность кадрового потенциала, когда обучающихся можно будет с одного направления модульно перебрасывать на другое.

На Ваш взгляд, как вернуть престиж рабочих специальностей?

  • Прежде всего, надо менять ментальность граждан. Самое инерционное в современном мире — это все-таки сознание человека. Нужно постараться изменить жизненные ориентиры, вектор движения. Так, 12 лет назад ТюмГНГУ выбрал для себя путь создания университетского комплекса. Мы говорим выпускнику школы, нашему абитуриенту, что он поступает учиться на рабочую специальность не в ПТУ, а в университет. А вот дальше, если у него хватит усердия и знаний, он может получить высшее образование, но будет продвигаться к нему по ступенькам, осваивая все новые и новые горизонты.

Без вариантов, нужно и в средствах массовой информации популяризировать человека труда. Хороший пример подал в этом вопросе полпред президента страны в УФО Игорь Холманских. Региональный конкурс профмастерства «Славим человека труда» - замечательный проект, но пока это единичный пример. Одним из важных факторов возвращения престижа рабочих специальностей может послужить воспитание любви к рабочей профессии со школьной скамьи. Но для того, чтобы добиться стабильного эффекта, должен быть системный подход, должна быть программа действий.

Многие помнят, что в советское время в стране был идеологический стержень. Мы двигались в едином порыве для решения одной, единой для всех стратегической задачи, была четко выстроенная система материальных и моральных стимулов. За предыдущие 20 лет многое из идеологического наполнения было утрачено. Для примера, приоритетом для выпускников являются, прежде всего, материальные ценности, и нам трудно винить их за это. Необходимо восстанавливать и развивать систему стимулов и ценностей нашего общества.