Более двадцати моделей гоночных машин из алюминиевых банок припарковались вчера в институте транспорта ТюмГНГУ.
Крошечные «ламборджини», джипы, «ракеты» выстроились в ряд на постаментах. За ними – авторы моделек, тюменские студенты, с нетерпением ждут решения жюри. Из одной машины играет музыка, у другой собран только остроконечный передок, у третьей – огромное антикрыло. При этом большая часть моделей – без колес. По условиям конкурса, участники должны были собрать кузов машины. В Москве, на всероссийских соревнованиях, их снабдят одинаковыми шасси и моторчиками, и модели посоревнуются на трассе. Поэтому председатель жюри Андрей Лопухов предлагает не обращать внимания на отсутствие колес, главное в конкурсе – сложность конструкции.
– По кузову сразу видно, соблюдены ли законы аэродинамики, сможет ли машина войти в поворот, выдержать удары, – говорит он. – А еще видно, с душой ли подошел конкурсант к заданию.
Чтобы собрать машину из алюминия, участникам пришлось поломать голову над креплением деталей – сварить этот материал можно только аргонной сваркой, что недоступно в домашних условиях, поэтому конструкторы связывали узлы степлером, скотчем, клеем…
– В какой-то модельке из швов торчит клей – это сразу говорит о небрежности автора, – делится Лопухов.
Сам он, вице-чемпион всероссийских соревнований по автомодельному спорту 2011 года, из алюминия машины не собирал, зато уверен, что такой опыт пойдет на пользу молодым конструкторам.
– Проектировать машины они, скорее всего, не станут, – говорит Андрей. – Но, возможно, придут в секцию автомоделирования… А вообще, это своего рода возвращение в детство, реализация мечты – создать машину, которую тебе хочется, самореализоваться!
Студент нефтегаза Сергей Игнатюк две недели потратил на свою «Русскую ракету». Сварил каркас из пластмассы, обшил его алюминием, установил небольшой динамик и плеер, соединился с компьютером. И вот его модель не только видна лучше других, но и слышна на весь холл – из динамика звучит музыка. Андрей Лопухов назвал эту работу «своим фаворитом», но она, к сожалению, заняла только третье место, чему Игнатюк очень расстроился.
– Скажите, кто считает, что моя модель достойна большего? – вопрошал он толпу после объявления результатов и слышал одобрительный гомон друзей. Да еще женщины-вахтерши недоумевали – как это так, лучшей машинке дали только третье место?!
– Мы все за него голосовали! – признается Татьяна Яковлева (зрители клеили специальные ярлычки-голоса за понравившуюся модель).
– А мнение зрителей тоже учитывали? – хватается за соломинку Сергей Игнатюк. Да, с сожалением кивают ему организаторы, все подсчитали…
Первое место заняла команда Дмитрия Захарова. Они потратили на работу не меньше времени и сил – сначала связали каркас из проволоки, вырезали бумажный корпус-выкройку, пронумеровали каждую деталь, и лишь затем изготовили комплектующие из банок. Скрепляли их с помощью термопластикового пистолета.
Их модель - одна из немногих, что была с колесами.
– Как-то неудобно выставлять «голую» машину, – говорит участник команды Иван Берюгин. – Все равно, что выйти в свет без брюк…
– А еще мы много времени потратили на выбор прототипа, – добавляет Дмитрий Захаров. – Не хотелось делать серийную машину, смотрели всевозможные концепт-кары, остановились на «ламборджини».
В автомоделирование их этот конкурс не приведет, говорят победители, сильнее желание участвовать во всероссийских гонках. К тому же, банки из-под энергетика (компания Red Bull – организатор конкурса) всегда есть под рукой.