Медиакарта
7:31 | 19 апреля 2024
Портал СМИ Тюменской области

Букет от чёрного бобра

Букет от чёрного бобра
10:43 | 19 октября 2012
Источник:

В принципе объект называется «клеверный лист» – так принято во всем мире. Но автор решил обойти фрагментарный смысл. Я, скажем так, не первый день замужем, но такой организованной и массированной атаки при строительстве не видел никогда. С этим, убежден, вполне согласится заказчик транспортной развязки на пересечении федеральных трасс Екатеринбург – Тюмень и Омск – Ханты-Мансийск, то есть Управление автомобильных дорог Тюменской области.

– На своем веку тоже не замечал подобных темпов, – говорит стратег и тактик, значит, генеральный подрядчик, он же генеральный директор ОАО «Мостострой - 11» Н. Руссу. – Но все в наших руках.

Для справки: путепровод через Транссибирскую магистраль строили пять лет, транспортную развязку по Червишевскому тракту – три года. Развязку по Московскому тракту, равную по значимости двум вышеуказанным, сдадут в эксплуатацию через 6 месяцев. Объект солидный: общая длина со съездами 5,2 километра, ширина основной проезжей части 15 метров, съездов – 5,5 метра. Четыре полосы движения – по две в каждом направлении. Общая площадь покрытия – 42,5 тысяч квадратных метров. Путепровод стоит на 55 опорах. Короче, вкупе со всеми разветвлениями и тремя подземными пешеходными переходами листом не ограничишься, тут целый букет.

Едва спустившись под проезжую часть, мигом поддержал концепцию древних граждан, которые считали, что земная твердь держится на трех слонах. Уж больно эти опоры напоминают мощные конечности хоботообразных. Да и весь «организм» дышит и нервно подрагивает. Потому что там, наверху, ведут гидроизоляцию путем настила рулонного материала «мостопласт», предварительно высушивая поверхность перекрытия газовой горелкой. И еще новинка – «козинаки». Это такая штука, напоминающая известный продукт, но состоит из щебня, эпоксидной смолы, затвердителя и курилового спирта. Все это и впрямь выглядит «вкусно», но главное – уводит влагу. Там уже уложены слои: выравнивающий и защитный. Более того, мужики из субподрядного ЗАО «Пышмаавтодор», затащив агрегаты «Вольво» на верхотуру, вовсю «настилают» асфальт.

Представляете, комплекс: идут шеренгой два асфальтоукладочных агрегата – Volvo и Titan, три импортных катка, на изготовке 10 самосвалов «Вольво» и «Скания». Здорово придумал «Пышмаавтодор». Машинистом на одном из агрегатов работает старый знакомый Андрей Теплоухов. Мастер Евгений Мастерков и его напарник Анатолий Кадников прокладывают агрегату компьютерный курс. Папа последнего, кстати, трудится на заводе «Тюменьстальмост». А ведь именно «Тюменьстальмост» изготовил для транспортной развязки основное пролетное строение – металлическую конструкцию длиной 48 метров. Как впоследствии пояснил генеральный директор Н. Руссу, много чего мостостроители покупают именно у «Тюменьстальмоста», чтобы бюджетные деньги оставались в Тюменской области.

Генподрядчики представлены тремя мостоотрядами: МО-36, МО-15 и МО-87, что географически выглядит как Тюмень, Юганская Обь и Тобольск. Плюс Строительное управление «Мостостроя-11». За ними ростверки, балки, ригеля… Опытнейшего прораба из «восемьдесят седьмого» Н. Курзова трудно чем-либо удивить. Но на московском кольце ему преподнесли сюрприз.

– Ночью дело было, мы тогда монтировали седьмую опору. Ребята прибегают: «Там, у болотца, – говорят, – какая-то зверюга здоровенная. Страшно, аж жуть!». Прожектор направили, я подошел к животному, рукой можно погладить. Оказался бобер больше метра «ростом», хвост лопатой. Бобры обычно песочного, каштанового или темно-бурого цвета. А этот идеально черный. Рядом стоим – у зверя хоть бы мускул дрогнул. Видно, уже привык к людям, ведь в городской черте обитает. Конечно, утром экологи перевезли на новую квартиру, но, сказывали, напоследок цапнул отшельник спасателя.

И правильно, нечего беспокоить хозяина. Голову даю на отсечение, едва ли кто из читателей вытащит из головы герб города Тюмени, известный с 1635 года. Напомню: в лазоревом поле судно (дощаник) с рулем и флюгерами. Щит, увенчанный золотой башенной короной о пяти зубцах, поддерживают слева – черный бобр, справа – лис. Бобр символизирует трудолюбие и созидание, а его черный цвет указывает на благоразумие и осмотрительность. А лис указывает на ум, проницательность и самостоятельность. Трудно сказать, многие ли тюменцы обладают всеми этими качествами. А вот коллектив ОАО «Мостострой-11» Господь качествами не обидел. Выжили мостостроители в пору кризиса, когда многие предприятия разорились. Хотя утверждают, мол, на Бога надейся, но и сам не плошай.

– Губернаторы оказали содействие, – вспоминает Н. Руссу – от ХМАО в ту пору Александр Васильевич Филипенко, от Тюменской области Владимир Владимирович Якушев. Но губернаторы выдвинули условие, чтобы мы, руководители Мостостроя, не сократили ни одного человека. И мы не только не потеряли, но даже добавили: у нас в штате тогда было 3500 рабочих, а сегодня 3900. Хотя, было время, сократились объемы, соответственно и зарплата. В то смутное время мы людям честно сказали: какое-то время будет трудно, но в итоге все будет хорошо, потому что умеем работать.

Мостовых – так сказать, классических – объектов не стало. И тогда мостостроители диверсифицировали свой бизнес, то есть взялись за гражданские объекты. Построили в областном центре красивое здание загса, часовню Великого князя Дмитрия Донского, мемориал памяти на Текутьевском кладбище, легкоатлетический манеж, строили и благоустраивали набережную Туры, рыночную площадь с фонтаном. Участвовали в строительстве стеклотарного завода, металлургического комбината, полимерного производства Тобольского нефтехимкомплекса. В настоящее время акционерное общество обзавелось тремя заводами железобетонных изделий – выпускает продукцию и для собственных нужд, и на продажу.

И тут автор вспомнил, как по заданию «Тюменской правды» освещал в газете сдачу в эксплуатацию вантового моста через Обь в Сургуте. Судоходный пролет 408 метров, в ту пору самый большой в мире. Ливень хлынул, льет, как из ведра. Смотрю, человек не спеша идет к пилону. Я стал его догонять, хотя тогда не знал, кто это. Интуиция не подвела, оказалось: генеральный директор ОАО «Мостострой-11» Валентин Федорович Солохин. Под проливным дождем и состоялось интервью.

– Добротный получился объект, – говорил заслуженный строитель России, почетный гражданин города Сургута, – это автодорожный мост, а тот, что рядом, железнодорожный, тоже мы ставили. Вот… Еще один мост в Ханты-Мансийске построю – и на отдых.

Разговор состоялся одиннадцать лет назад. Конечно, мечту свою Валентин Федорович осуществил: мост через Иртыш в столице Югры – явление уникальное, подобных в России больше нет. И отдыхает почетный профессор Сибирского автодорожного университета, проживая в городе Сургуте. Бразды правления передал лучшему ученику – Николаю Александровичу Руссу, которого, будучи управляющим трестом, поставил мастером в Мостоотряд №15. Со временем Руссу возглавил МО-36, два десятка лет в этой должности, а последние четыре года ходит в «генералах».

– Солохин говорил, что со временем тюменские мостовики станут ставить мосты и за рубежами страны.

– Для этого надо зарекомендовать себя. Бывшие республики СССР, ныне СНГ, приглашают на строительство мостов иностранных спецов: турки там работают, немцы, японцы. И вот мы построили мост через Тобол на международном транспортном коридоре Астана – Костанай – Челябинск. На общем фоне выглядим очень даже хорошо: и по срокам, и по качеству. Наши люди проходят стажировку в Японии, Италии, Германии. Тамошние специалисты довольно часто бывают у нас. Правительство и Минтранс республики выразили нам благодарность.

Автор не мог не напомнить Николаю Александровичу про замысловатый проект сооружения моста через Большую Обь от Лабытнаног до Салехарда. Якобы там двойное дно. Непросто дастся объект, но зато какой почет строителям. Пока, скорее всего, мечты.

– Знаете, какая самая великая мечта у мостостроителей? Чтобы поставить мост не поперек, а вдоль реки, – смеется Руссу. – Мечтать можно всю жизнь и остаться без завода. Придерживаемся принципа: прикладывать свои силы там, где только возможно приложить, где просит заказчик. Репутация вроде бы у нас неплохая. Приглашают.

Доведем до читателя «географию» тюменских мостостроителей: 4 «олимпийских» объекта в городе Сочи, два из них – сдаточные текущего года, другие два введут в эксплуатацию в будущем феврале. Далее: путепроводы на автодорогах Краснодар – Ростов-на-Дону, на участке трассы город Воронеж – обход Воронежа. Еще солидный объект в Санкт-Петербурге – это Западный скоростной диаметр. Плюс три путевые развязки в окрестностях Нарвы на границе с Эстонией.

– Бегут «мостовики» из региона! – воскликнет читатель вне темы.

Никак нет. ОАО «Мостострой-11» имеет 2 предприятия в ЯНАО, 4 – в ХМАО, 4 – на юге Тюменской области. Хотя офис фирмы находится в Сургуте, но центр управления переместился в Тюмень. Мостостроители действуют по программе, подписанной и пролонгированной тремя губернаторами большой Тюменской области. В том числе огромный фронт работ на автодороге Надым – Салехард. Здесь 20 объектов. Среди них – славный мост через реку Надым. Есть объекты в Тарко-Сале. А пока давайте вернемся на строительную площадку транспортной развязки по Московскому кольцу. К слову, кольца уже нет как месяца три, нет и светофоров. Машины, следующие по трассе «Обход г. Тюмени», идут прямо без остановки. «Красно-желто-зеленого друга» не видно на съездах в сторону областного центра и международного коридора Берлин – Владивосток. Осталось наладить прямой ход Екатеринбург – Тюмень.

Передо мной огромная простыня карты с проекцией, похожей на меркаторскую. Вся бумаженция пестрит цифрами: 103,93; 104,17; 102,61; 104,86… На морской карте числа обозначали бы глубины, а здесь высота над уровнем моря. Тысячи лет назад здесь о берег плескались волны теплого моря. Территория нынешней Тюмени покоилась в темени водной массы. И тут же надписи: «сосна», «береза», «тополь» – все то, что имелось на момент начала строительства. И, знаете, деревья в большинстве своем сохранились. Над эстакадами буйно нависают сосновые лапы. Ну, черный бобр едва ли вернется, а вот птичьи гнезда вот они.

Откосы, укрепленные геосинтетической решеткой «Прудон», обзавелись легким пушком газонной травы. К природным «зеленям» добавляется вполне корабельный цвет, потому что проявляют усердие маляры Роман Коротков и Евгений Белоруков. Нет, не кисточками машут, там у них мощный агрегат. Кнопку нажал – и вот уже путепровод начинает смахивать на флагманский крейсер перед адмиральским смотром. Ребята работают вахтовым методом. На этот раз вахта последняя.

Машинисты из ЗАО «Пышмаавтодор» Андрей Панов и Павел Колчанов выравнивают и уплотняют щебень на последних метрах подъездной к мосту дороги. Тут же их мастер Иван Гостев с нивелиром.

Знакомлюсь со строителями: откуда они только не прибыли сюда на вахту: электросварщик Александр Ивасюк со товарищи из Ишима, бригадир Александр Болтаг со своим коллективом из Северной Осетии-Алании, плотник-бетонщик Сергей Сафонов из Ставропольского края, маляр Роман Коротков житель Алтая. Многих манит Тюмень.

– Потому что благополучный регион, – объясняет генеральный. – Есть работа – это уже счастье, да и зарплата у нас высокая.

Последние дни, чего уж там, последние часы сооружения транспортной развязки. Убирают не только лишнюю технику, но и вагончики. (На их месте ведут планировку черной земли, скорее всего, уже нынешней осенью здесь успеет взойти газонная травка. Что характерно: день поработали – мусор за собой убрали. Культура производства!). И увезли уже даже прорабские балки. Остались две полевые столовые. Кстати, кормят здесь весьма прилично. Питание четырехразовое. Да еще прямо на рабочие места повара доставляют горячий чай и бутерброды с салом. Мостостроитель без сала никуда!

Всей бетонной трассы по-над землей почти четыре километра. Начальника бетонного завода МО-36 С. Щеблыкина вижу то тут, то там. Получил диплом СибАДИ – и вот уже 32 года на одном месте.

– Вы, Сергей Сергеевич, участвовали в строительстве моря мостов. Какой из них более всего отложился на сердце?

– Все-таки вантовый, по улице Красноармейской.

– Это где же?

– Ну, его ныне народ называет мостом Влюбленных. Достопримечательность Тюмени.

…У генерала мостов Руссу забот чуть ли не по всей России хоть отбавляй. Но на этой развязке он бывает ежедневно. В ночном обходе к свите присоединился автор.

– Лоток когда завершите? – обращается Николай Александрович. – Ах, вам геодезист нужен. Сами не справитесь? Ну, наймите меня.

Вопрос был решен. Убежден, генеральный директор легко справится с любой рабочей специальностью, встречающейся в отрасли.

– Каждый из руководителей, с кем вы тут общались, начинал карьеру с мастеров. Точно так же, как и я сам. Проблема с инженерным составом имеется. Вот на днях пришел к нам устраиваться на службу товарищ, окончил специализированный факультет университета, но о том, что такое битум и ЩМА, довольно прогрессивный материал – щебеночно-мастичный асфальтобетон – имеет весьма туманное представление. Сейчас мы заключили с университетами России договор: берем над понравившимся нам студентом шефство со 2-го курса. Все практики будет проходить на нашем производстве. Со стипендией поможем. Со временем включим молодого человека в наш штат.

Завожу разговор о предстоящем празднике.

– Вообще-то, скорее, это праздник наших партнеров, – отзывается Н. Руссу. – Однако, начиная с будущего года, мы, ОАО «Мостострой-11», тоже станем чистой воды дорожниками. Организуем в своей структуре автодорожное предприятие. Проектировщики у нас уже есть – институт «Тюменьгражданпроект», мы выкупили его акции, ранее принадлежавшие различным гражданам. Заводы ЖБИ у нас, знаете, тоже имеются. Так что весь цикл прокладки трасс будет в наших руках.

– И вы заимеете мощный холдинг.

– Да, такого в Уральском федеральном округе пока нет.

Когда 27 апреля 2012 года на стратегическом объекте забивали первую сваю, при сем присутствовал Александр Николаевич. Ему было очень интересно. Ну, Александру Николаевичу пока всего три года от роду, но он имеет четкое представление о ростверках, о сваебойной установке Juntann PM 25HD и вообще о мостах и дорогах. Кем станет Саша, если мама мостостроитель, бабушка с дедушкой тоже в отрасли не последние люди? Поживем, увидим.

А пока счастья и здоровья вам, работники дорожного хозяйства, а нам –больше дорог и мостов, которые объединяют мир!

P. S. Окончательная сдача транспортной развязки – 26 октября сего года. Путепровод откроется для движения транспорта во всех направлениях в первых числах ноября. Рекордные сроки.

Автор: Юрий МАШИНОВ /фото автора/