Воздушные пираты
– Маня, ты когда-нибудь видела пиратов? – поинтересовалась сорока Новостюха у своей пернатой приятельницы.
– Видела! На картинках, – гордо ответила Маня.
– Вот и я думала, что они остались только на картинках, оказалось – нет. Заглянула я в тюменский цирк, а там – пираты! Под самым куполом летают, как птицы!
– Ну, да?! – не поверила Маня.
– Ты не представляешь, как здорово у них получается проделывать в воздухе разные трюки! Красота, глаз не оторвать!
– Везёт же тебе на интересные новости! – с огорчением протрещала Маня.
– Не расстраивайся. Хочешь секрет? Пираты-то были ненастоящие – это так называется номер воздушных гимнастов. А придумал его заслуженный артист России Владимир Гарамов, один из лучших в истории русского цирка воздушных гимнастов, лауреат многих цирковых конкурсов, участник «цирковой олимпиады» – Международного фестиваля цирка в Монте-Карло 1998 года. Так что гимнасты – самые-самые настоящие!
Одного только не знала вездесущая Новостюха: месяц назад ушёл из жизни Владимир Гарамов. Не смотря на боль утраты, его дочь Маша нашла в себе силы сохранить номер. Она возглавила его. В Тюмени у Маши дебют: на арену она выходит не только за себя, но и за папу.
Мы побеседовали с Машей.
– Глядя на ваши трюки, невольно хочется спросить: цирк — это больше искусство или спорт?
– По мне, так искусство. Мы не стремимся, как китайцы, обязательно делать четвертные, пятерные акробатические прыжки. У нас это не самоцель. Папа хотел, чтобы о его «полётах» говорили: «Ах, как это красиво!», а не «Ох, как это страшно!»
– Правда, что в цирке не бывает случайных людей? Как правило, это семейные династии?
– Не обязательно. Мой папа пришёл поступать в цирковое училище, как говорят, с улицы. Я – цирковой ребёнок: родилась в «опилках». Никогда не хотела «летать» под куполом цирка. В детстве папа надевал на меня пояс, сажал на трапецию и поднимал под купол цирка. Мне это безумно нравилось. А вот в двенадцать лет я залезла на мостик на высоту примерно восемь-девять метров и испытала безумный страх. После этого я два года близко боялась подходить к сетке.
– Но кто-то же вас учил делать перевороты, садиться на шпагат?
– Вокруг меня все цирковые дети были старше, и все кто-то что-то умел, а я нет. И меня это безумно обижало, я бегала за папой и доставала: «Смотри, что я научилась делать: то колёсико, переворот, шпагат, мостик»… Всё сама. Папа был этому рад.
– Маша, вы помните свои детские впечатления от цирка?
– Родители в воздухе! Я всегда за них испытывала гордость и страх. На моих глазах падали и папа, и мама. Они работали в одном номере. Я видела, как это трудно, порой даже больно. При этом чувствовала, как их уважают и ценят.
– Каково это впервые выйти на манеж в качестве актрисы?
– Я с четырёх лет выходила на манеж, но всё это было игрой. Когда мне было четырнадцать, папа набрал новый состав – молодых ребят. Два года мы репетировали. Это была очень важная премьера в цирке Юрия Никулина на Цветном бульваре в Москве. За те два года упорных репетиций я очень много падала. Папа боялся за меня, и за месяц до премьеры я приняла решение уйти из номера и из цирка вообще.
– В другую профессию?
– С папиной подачи я решила поступать во ВГИК на актёрский факультет. Два месяца занималась с педагогом. Все билетёрши в старом цирке меня прослушивали: я пела, читала стихи, прозу, басни. Я прошла во второй тур, и папа заволновался: совмещать учёбу и выступления – нереально. Он позвонил друзьям с просьбой: «Вы мою доченьку не берите». Я не поступила и очень тогда переживала. Это сильно ударило по моему самолюбию.
О его просьбе я узнала лишь два года спустя. Обижаться уже не было смысла, когда за плечами выступления, участие в конкурсах, фестивалях, поездки в другие страны. Только в Японии с гастролями были двенадцать раз. Японцы обожают цирк! Это, наверное, единственная страна, где я чувствую себя как дома.
Очень душевный народ.
– Травмы не отбивают желание выходить на манеж?
– Не у каждого хватает сил восстановиться, справиться со своими эмоциями и – они уходит из цирка навсегда. Но у меня сильный характер в бабушку и папу.
– Прежде чем подняться в воздух, все трюки отрабатываются на манеже?
– Мы всё делаем в воздухе. На земле мы все прыгать горазды. А стоит подняться на табуретку, и сложно будет уже сделать шаг. Приходили к нам мастера спорта по гимнастике. Папа поднимал их на пару метров, они падали в сетку, молча, забирали вещи и уходили.
– С какими ощущениями вы поднимаетесь под купол цирка?
– Каждый новый город – это новая подвеска, новый зал, новые ощущения. Ты поднимаешься на высоту и ощущение – как будто ты это делаешь в первый раз. Ты испытываешь неимоверный страх. К счастью, он длится всего один день. Но в любом случае перед каждым представлением мы волнуемся.
– Как вам тюменская детвора?
– Замечательная! Не везде встретишь такого отзывчивого зрителя. Бывает надменная публика, воспринимают нас как шутов. Это не очень приятно, ведь каждый раз мы рискуем жизнью. Цирк – вообще очень опасно. Это ежедневный кропотливый труд. Мы репетируем каждый день, кроме понедельника.
– Потому что день тяжёлый?
– В цирке закон: понедельник – выходной, и мы его обожаем!
Фото из архива семьи ГАРАМОВЫХ