Медиакарта
1:08 | 15 ноября 2018
Портал СМИ Тюменской области

Росфиннадзор: финансы под контролем

Валютные операции приобретают все большее значение в деятельности российских организаций при расчетах с зарубежными партнерами. Работа с документами, связанными с открытием и закрытием счетов, требует внимания и знания тонкостей валютного законодательства.

В январе- сентябре 2012 года в Уральском федеральном округе осуществляли внешнюю торговлю с оборотом 23,2 миллиарда долларов США 4,5 тыс. юридических лиц.

Территориальное управление Росфиннадзора в Тюменской области является куратором по валютному контролю в Уральском федеральном округе.

В полномочия Территориального управления входит осуществление контроля за соблюдением резидентами и нерезидентами (за исключением кредитных организаций и валютных бирж) валютного законодательства Российской Федерации, требований актов органов валютного регулирования и валютного контроля, а также за соответствием проводимых валютных операций условиям лицензий и разрешений.

В Тюменской области в 2012 году экспортно-импортные операции осуществляли 154 участника внешнеэкономической деятельности.

Территориальным управлением за 9 месяцев 2012 года проверки соблюдения валютного законодательства и актов органов валютного регулирования проведены у 98 участников ВЭД.

Основными странами, с которыми происходит наиболее тесное взаимодействие участников ВЭД Тюменской области, являются: США, Нидерланды, Германия, Австрия, Италия, ОАЭ, Китай, – на данную категорию стран приходится около 78% заключённых договоров и соглашений, на страны Ближнего зарубежья - Украина, Казахстан, Белоруссия, Узбекистан, Азербайджан - 22% заключенных договоров.

Основными статьями импорта участников ВЭД Тюменской области являются: нефтегазовое оборудование, промышленное оборудование для различных целей, дорожно-коммунальное оборудование, импорт информационных, консультационных, сюрвейерских, дизайнерских услуг, товары народного потребления. Указанные товары и услуги импортируются в основном из высокоразвитых технологических стран Европы и США. Из стран ближнего зарубежья импортируются продукты питания, строительные материалы.

Основными статьями экспорта являются – природные полезные ископаемые (древесина, нефть, продукты переработки нефти), оборудование для разведки нефтегазоносных месторождений, электроэнергия. Основными странами экспорта являются Украина, Казахстан, Белоруссия, Узбекистан, Азербайджан.

В рамках реализации полномочий по валютному контролю по состоянию на 01.10.2012 Территориальным управлением проведено 112 проверок соблюдения валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования (без учета протоколов, поступивших от ФТС и ФНС), по результатам которых вынесено 200 постановлений о назначении административных наказаний, предъявлено штрафных санкций на сумму 8232,7 тыс. руб., взыскано штрафных санкций в сумме 4453,7 тыс. руб.

В соответствии с реализацией и выполнением функций агентов валютного контроля, территориальными подразделениями таможенных и налоговых органов в Управление направляются протоколы с материалами дел об административных правонарушениях. Так, за отчетный период поступило 136 протоколов, в том числе 86 протоколов от таможенных органов и 50 протоколов от налоговых органов.

По результатам реализации протоколов таможенных органов вынесено 75 постановлений о назначении административных наказаний (с учетом протоколов, поступивших в конце 2011 года) на общую сумму 43226,6 тыс. руб. Взыскано штрафных санкций на общую сумму 84,0 тыс. руб. (с учетом постановлений, вынесенных в прошлые периоды).

По результатам реализации протоколов налоговых органов вынесено 66 постановлений о назначении административных наказаний (с учетом протоколов, поступивших в конце 2011 года) на общую сумму 1027,2 тыс. руб. Взыскано штрафных санкций на общую сумму 791,8 тыс. руб. (с учетом постановлений, вынесенных в прошлые периоды). По 4 делам административное производство прекращено в связи с отсутствием события административного правонарушения.

Таким образом, по результатам рассмотрения дел об административных правонарушениях вынесено 342 постановления о назначении административных наказаний, по 14 делам об административном правонарушении производство прекращено.

Всего к взысканию предъявлено штрафных санкций на общую сумму 52487,0 тыс. руб. Взыскано штрафных санкций на общую сумму 5329,5 тыс. руб.

Анализ результатов проведенных проверочных мероприятий в части валютного контроля показывает, что наиболее часто совершаются нарушения валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, ответственность за которые предусмотрена ч. 6.3 ст. 15.25 КоАП РФ, связанные с несоблюдением сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям более чем на 30 дней. За данные правонарушения вынесено и вступило в силу 109 постановлений о назначении административных наказаний. Так, при проверке ООО Технологическая компания Шлюмберже установлено 22 факта, ОАО ТНК ВР Холдинг – 8 фактов, ООО Интегра-Бурение и ООО «Лакта» – по 6 фактов нарушений сроков предоставления в уполномоченные банки форм учета и отчетности по валютным операциям.

За нарушение установленного порядка открытия счетов (вкладов) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации (ч. 2 ст. 15.25 КоАП РФ) вынесено 7 постановлений на общую сумму 65,0 тыс. руб.;

За невыполнение резидентом в установленный срок обязанности по получению на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты Российской Федерации, причитающихся за переданные нерезидентам товары, выполненные для нерезидентов работы, оказанные нерезидентам услуги, (ч.4 ст. 15.25 КоАП РФ) вынесено 66 постановлений на общую сумму 42988,0 тыс. руб.;

За невыполнение резидентом в установленный срок обязанности по возврату в Российскую Федерацию денежных средств, уплаченных нерезидентам за не ввезенные в Российскую Федерацию (не полученные в Российской Федерации) товары, невыполненные работы, неоказанные услуги (ч.5 ст. 15.25 КоАП РФ) вынесено 2 постановления на общую сумму 4375,0 тыс. руб.

Для исполнения вынесенных постановлений, Территориальное управление взаимодействует с Федеральной службой судебных приставов в части взыскания штрафов. Так, в подразделениях Федеральной службы судебных приставов по состоянию на 01.10.2012 находится 51 постановление о назначении административных наказаний на общую сумму 5092,1 тыс. руб.

Кроме того, Территориальное управление принимает решение о привлечении лица, не уплатившего административный штраф, к административной ответственности в соответствии с частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ. Санкция по статье 20.25 КоАП РФ предусматривает наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа либо административный арест на срок до пятнадцати суток. Постановления по статье 20.25 КоАП РФ выносят мировые судьи. Так, Территориальным управлением в 2012 году составлено и передано мировым судьям на рассмотрение 11 протоколов об административных правонарушениях.

Также, Территориальным управлением, ведется учет статистических данных по судебной практике рассмотрения арбитражными судами и судами общей юрисдикции дел по оспариванию участниками внешнеэкономической деятельности постановлений о привлечении их к административной ответственности.

По жалобам на постановления о назначении административных наказаний в судебном порядке рассматривалось 23 дела об административных правонарушениях, в числе которых 3 дела по ч.4 ст.15.25 КоАП РФ, 1 дело по ч.5 ст.15.25 КоАП РФ и 19 дел по ч.6 ст.15.25 КоАП РФ.. Общая сумма назначенных штрафных санкций по оспариваемым постановлениям составила 5880,3 тыс. руб. В результате рассмотрения 22 постановления признаны законными и обоснованными.

С целью снижения влияния причин, способствующих совершению правонарушений, и проявляя заинтересованность в максимально возможном сокращении правонарушений в валютной сфере, Территориальное управление Росфиннадзора в Тюменской области активно осуществляет профилактическую работу. В управлении сформирован перечень участников ВЭД, неоднократно нарушавших валютное законодательство; в уполномоченные банки направлены письма с просьбой обратить внимание на соблюдение их клиентами сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям.

Так, за 9 месяцев 2012 года направлено 19 писем в уполномоченные банки, где обслуживаются выявленные фирмы-однодневки, зарегистрированные на территории Тюменской области, и иные организации, неоднократно совершающие правонарушения в области соблюдения валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования.

Также письма неоднократно направлялись участникам ВЭД, являющимися объектами проверок Территориального управления и наиболее часто совершающим административные правонарушения в области соблюдения валютного законодательства, в целях разъяснения вопросов применения валютного законодательства РФ.

Добиться уменьшения количества нарушений валютного законодательства возможно также путем активизации мер, направленных на пресечение деятельности фирм – «однодневок».

В Территориальное управление только за 9 месяцев 2012 года из Тюменской таможни поступило 65 протоколов в отношении ООО «Леспромсервис», не обеспечившего возврат в РФ валютной выручки в сумме более 32 млн. руб., организации предъявлены штрафы на сумму более 26 млн. руб.

Деятельность таких фирм причиняет экономический ущерб Российской Федерации, что требует от органов и агентов валютного контроля, правоохранительных органов своевременного и быстрого реагирования и качественного выполнения возложенных на них задач. Территориальным управлением Росфиннадзора в Тюменской области информация о деятельности этих фирм направляется в прокуратуру Тюменской области, УМВД РФ по Тюменской области, РУ ФСБ РФ по Тюменской области, Управление Росфинмониторинга по Уральскому федеральному округу.

В сентябре 2012 года проблемы, возникающие при осуществлении валютного контроля, в том числе связанные с существованием фирм-однодневок, рассматривались на Региональной коллегии федеральных органов исполнительной власти в Тюменской области при полномочном представителе Президента Российской Федерации в Уральском федеральном округе под председательством главного федерального инспектора в Тюменской области. По итогам заседания федеральным органам исполнительной власти были даны поручения усилить контроль за взысканием штрафных санкций, исполнением постановлений Территориального управления.

В целях повышения эффективности осуществления валютной политики, развития внешнеэкономической деятельности в Тюменской области Территориальным управлением и Правительством Тюменской области подписан План совместных мероприятий по вопросам развития внешнеэкономической деятельности в Тюменской области.

Реализация указанного Плана будет способствовать повышению эффективности межведомственного взаимодействия в области валютного контроля, использование имеющихся ресурсов Правительства Тюменской области позволит реализовать предложения по внесению изменений в действующее валютное законодательство.

В феврале 2012 года в г. Тюмени состоялось заседание Ассоциации предприятий с иностранными инвестициями и участников внешнеэкономической деятельности Тюменской области, на котором было принято решение о создании Консультационного центра по вопросам валютной политики Тюменской области, утверждены Положение о Консультационном центре и план его работы на 2012 год.

За 9 месяцев 2012 года проведено 5 заседаний Консультационного центра. На заседаниях Консультационного центра были рассмотрены следующие темы: «Актуальные вопросы осуществления внешнеэкономической деятельности. Типичные ошибки участников ВЭД», «Актуальные вопросы осуществления внешнеэкономической деятельности в рамках Таможенного союза», «Особенности осуществления внешнеэкономической деятельности и валютной политики в условиях готовящегося присоединения России к Всемирной торговой организации», «ВТО: Рецепты выживания», «Профилактика правонарушений в сфере валютного законодательства. Особенности заключения внешнеторговых контрактов».

В заседаниях Центра принимают участие представители организаций – участников ВЭД и уполномоченных банков, представители Тюменской таможни, УФНС по Тюменской области, Торгово-промышленной палаты Тюменской области, Центра координации поддержки экспортно-ориентированных субъектов малого и среднего предпринимательства Тюменской области, высших учебных заведений.

Одним из ключевых направлений деятельности Территориального управления Федеральной службы финансово - бюджетного надзора в Тюменской области является осуществление в рамках своих полномочий контроля за использованием средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности, проведение ревизий и проверок в учреждениях и организациях – получателях средств федерального бюджета.

За 9 месяцев 2012 года проведено 204 ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности в учреждениях и организациях – получателях средств федерального бюджета, а также в учреждениях, получающих субвенции и субсидии из федерального бюджета.

Проведенными проверками выявлено нарушений законодательства в финансово-бюджетной сфере на сумму 235 182,2 тыс. рублей, в том числе в использовании средств федерального бюджета 169 369,0 тыс. рублей.

Нарушения в финансово-бюджетной сфере выявлены при проведении 79 ревизий и проверок, что составляет 39% от общего числа контрольных мероприятий.

В ходе ревизий и проверок осуществляется контроль за целевым использованием средств федерального бюджета. Контрольными мероприятиями, проведенными в 2012 году, нецелевое использование средств федерального бюджета установлено в 7 организациях на сумму 1 304,8 тыс. руб. Наибольшая сумма нецелевого использования бюджетных средств установлена в Тюменской больнице ФГБУ «Западно-Сибирский медицинский центр Федерального медико-биологического агентства» (1 018,8 тыс. руб.).

Во всех случаях нецелевое использование средств федерального бюджета явилось результатом несанкционированного перераспределения средств по кодам бюджетной классификации. Нецелевое использование бюджетных средств является основанием для возбуждения дела об административном правонарушении. По выявленным фактам в отношении должностных и юридических лиц, допустивших нецелевое использование средств, составлено 6 протоколов об административных правонарушениях, предъявлены штрафы на общую сумму 96 тыс. руб.

Перед контролирующими органами поставлена задача – в ходе ревизий и проверок не только выявлять факты нецелевого использования бюджетных средств, нарушений бюджетного, гражданского и трудового законодательства Российской Федерации, но и производить оценку эффективности расходования бюджетных средств и федерального имущества.

Внедрение бюджетирования, ориентированного на результат, вносит определенные изменения в содержание каждой стадии бюджетного процесса. В конечном итоге на смену контролю за целевым использованием средств должен прийти контроль за соответствием достигнутых результатов установленным целям, позволяющий судить о том, насколько эффективно расходуются денежные средства получателями бюджетных средств, насколько эффективно работают органы власти.

Неэффективное использование средств федерального бюджета и федерального имущества установлено в 18 организациях на сумму 33 816,2 тыс. руб. Основными причинами неэффективного использования имущества является наличие длительно неиспользуемого имущества, приобретенного за счет средств федерального бюджета, оплата пени и штрафов в отсутствие решений суда.

Проверками выявляются также неправомерные и сверхнормативные расходы федерального бюджета, подобные нарушения выявлены в 26 организациях и учреждениях на сумму 7 444,3 тыс. руб.

Так, например, в ФКУ «4 ОФПС ГПС по Тюменской области» при наличии задолженности по заработной плате в сумме 1 072,2 тыс. руб. работникам Учреждения произведены выплаты стимулирующего характера.

В ходе инвентаризации выявляется расхождение между данными о фактическом наличии имущества и данными бюджетного учета, в этом случае имеет место недостача товарно-материальных ценностей или денежных средств. Так, в войсковой части № 22184 установлена недостача двух автомобилей, общая стоимость которых составляет 2 930 тыс. руб.

Ревизиями и проверками Территориального управления Росфиннадзора в Тюменской области выявляется большой объем нарушений порядка ведения бухгалтерского (бюджетного) учета и отчетности. Данные нарушения выражаются в недостоверности учетных и отчетных данных, их искажении. Сравнительный анализ за 2011 – 2012 годы показывает, что наблюдается тенденция к увеличению данного вида нарушений. Если проверками, проведенными за 9 месяцев 2011 года искажения бюджетной отчетности, установлены на сумму 22 млн. 708 тыс. руб., то проверками, проведенными в аналогичном периоде 2012 года, зафиксированы факты искажения бюджетной отчетности на сумму 80 млн. 970 тыс. руб. Следует отметить, что подобные нарушения допускаются каждым вторым проверенным учреждением.

Действия учреждений по неправильному отражению операций являются фактором, искажающим учет и отчетность, и свидетельством неблагополучного положения дел в системе внутреннего контроля проверяемой организации.

Также одной из причин нарушений законодательства Российской Федерации в финансово-бюджетной сфере является низкий уровень исполнения должностными лицами законодательства Российской Федерации в финансово-бюджетной сфере (невыполнение требований нормативных правовых актов), недостаточный уровень профессиональной подготовки специалистов и отсутствие системы стимулов и условий для профессионального развития и повышения квалификации работников финансового контроля.

Одним из направлений финансового контроля является контроль за использованием средств федерального бюджета, поступающих в бюджет субъекта в виде межбюджетных трансфертов, в том числе и на реализацию национальных проектов. За 9 месяцев 2012 года проведено 94 проверки использования средств, выделенных на реализацию ПНП, в 24 учреждениях и организациях установлено нарушений на сумму 13226,5 тыс. руб. В основном нарушения связаны с неправомерной выплатой заработной платы и искажением отчетности по использованию межбюджетных трансфертов.

Например, муниципальным медицинским автономным учреждением «Городская поликлиника №14» допущено искажение данных «Отчёта о расходах медицинской организации» на сумму 39,6 тыс. руб., муниципальным медицинским автономным учреждением «Городская поликлиника №13» за счет субвенций выплачена заработная плата сотруднице, не являющейся участковой медицинской сестрой и не оказывающей дополнительную медицинскую помощь.

Одним учреждением – Городской поликлиникой № 1 допущено нецелевое использование средств в сумме 476,0 тыс. руб., образовавшееся по причине перечисления налога на доходы физических лиц со специального счета, предназначенного для учета средств по дополнительному финансированию участковой службы. Должностные лица учреждения привлечены к административной ответственности.

При проверке использования средств, выделенных на реализацию Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы факты неправомерных выплат субсидии на поддержку элитного семеноводства в общей сумме 2731,2 тыс. руб. 27 сельскохозяйственным товаропроизводителям, приобретающих элитные семена сельскохозяйственных культур не у производителей элитных семян и заводов по подготовке семян, а у организаций-продавцов (посредников).

На Территориальное управление Росфиннадзора в Тюменской области возложены функции по контролю использования средств Фонда содействия реформированию ЖКХ, выделяемых на финансирование работ по проведению капитального ремонта многоквартирных домов и переселение граждан из аварийного жилого фонда. По данному направлению в 2012 году проведено в 8 органах исполнительной власти Тюменской области и 22 организациях, непосредственно осуществляющих управление жилым фондом. В результате проверок установлены нарушения на сумму 623,1 тыс. руб. Основная причина выявленных нарушений – завышение стоимости выполненных строительно-монтажных работ.

В целях своевременного и полного устранения выявленных нарушений, а также недопущения их впредь, Территориальным управлением за 9 месяцев 2012 года в учреждения, допустившие нарушения бюджетного законодательства, направлено 75 представлений о нарушении бюджетного процесса и 18 предписаний по устранению выявленных нарушений. На регулярной основе проводятся совещания с руководителями и представителями бухгалтерских и экономических служб учреждений, подведомственных Управлению Министерства внутренних дел РФ по Тюменской области, Главному управлению МЧС по Тюменской области, а также с ректорами и главными бухгалтерами высших учебных заведений Тюменской области.

Территориальным управлением активно проводится работа с другими контролирующими и правоохранительными органами по вопросам взаимодействия и улучшению качества проводимого контроля. На основе заключенных Соглашений Управление взаимодействует с Управлением Федерального казначейства по Тюменской области, Тюменской таможней, Управлением Федеральной налоговой службы по Тюменской области, Управлением службы судебных приставов по Тюменской области, Управлением Министерства внутренних дел РФ по Тюменской области, Следственным управлением Следственного комитета РФ по Тюменской области, Тюменским областным судом, Тюменским государственным университетом, Тюменским государственным нефтегазовым университетом, Тюменской торгово-промышленной палатой. В рамках заключенных Соглашений проводятся совместные рабочие встречи, рабочие совещания, на которых вырабатываются пути повышения эффективности валютного и финансового контроля.

С 2011 года у Федеральной службы финансово-бюджетного надзора появилась новая функция – контроль за аудиторами, которые в свою очередь проверяют бухгалтерию общественно значимых организаций. К общественно значимым организациям относятся все акционерные общества, котирующиеся на бирже, а также банки, страховые компании и государственные компании, в которых доля государства выше 50 процентов. Цель таких проверок – оценить, насколько качественным, независимым и объективным является выданное аудиторское заключение о достоверности финансовой отчетности указанных организаций.

Во исполнение поручения Президента Российской Федерации планируется проведение приема граждан по вопросам, относящимся к компетенции Территориального управления. Такие приемы будут проводиться 2 раза в год в соответствии с графиком, утвержденным Полномочным представителем Президента РФ в Уральском федеральном округе.

Территориальное управление регулярно размещает информацию о своей деятельности в средствах массовой информации, на сайтах информационных агентств, информация об Управлении, значимых мероприятиях, проведенных Управлением, также размещена на сайте по адресу: www.r72.rosfinnadzor.ru.

Руководитель Территориального Управления, Государственный советник РФ 2 класса Ю.Е. Бешенцев


11:13 | 29 января 2014
(новая статья)