Туман, дождь, снегопад, жара, а ему всё нипочём! Он крутит баранку, невзирая на любые сюрпризы погоды, исколесил половину России. Так пронеслись дни, месяцы, годы…, а если посчитать, то 46 лет! Герой моего рассказа – Пётр Феопентович Усольцев - до сих пор предан профессии шофёра, хотя уже давно на пенсии – 26 октября ему исполнилось 74 года.
Родился Пётр в деревне Плоское, в большой семье, где кроме него было ещё шестеро детей. Родителям приходилось туговато, поэтому сызмальства ребятня трудилась в колхозе, да и дома, по хозяйству были первыми помощниками. Когда Петруше исполнилось семь лет, заглянул к ним колхозный бригадир, увидел мальчонку, да и сказал: «Этого мужика-то уже надо робить заставлять». Вот так он оказался «водителем» быков – возил копны, метал сено. Тяжеловато мальцу пришлось.
-Бывало, пожалуешься отцу, а он меня же и отругает, – вспоминает мой собеседник. – Так что, невзирая на возраст, всё лето трудились наравне со взрослыми, а после - в школу отправлялись. Сначала учился в родной деревне, потом в Северо-Дубровном, затем в Иваново. Интернатов тогда не было, и жили на квартирах. В это время тоже несладко приходилось, одеть сильно нечего было, да и обувка-то плохая – калоши. Вот сходишь из Плоского до Иваново в них, окоченеешь и ни о какой школе думать не захочешь. В общем, учение моё остановилось на шести классах, бросил всё и стал работать.
Потом призвали в армию, служил на Кольском полуострове в погранвойсках. Спустя два года, вернулся в родную деревню, отправился в Омутинку, хотел получить профессию водителя, но опоздал. Учились тогда всего три месяца, а полтора из них уже прошло, меня, конечно, не принимали, но я настоял. В результате стал шофёром и сразу сел за баранку ЗИСа-5 с прицепом, начал возить лес…
А в это время подрастала его землячка Валентина, которая и стала спутницей жизни. Девушка на то время дружила с парнем, но бывший пограничник оказался смелее, сильнее, да и красивее. Вскоре сыграли свадьбу и родили двух сыновей. На будущий год их союзу будет ровно 50 лет.
-Он ведь у меня всегда в разъездах, - рассказывает жена. – А дорог-то тогда, можно сказать, не было - если дождь, то обязательно непролазная грязь. В такую погоду мы его и не ждали домой, считали, что не проедет. А он как-то ухитрялся и возвращался на радость мне и детям. Я работала дояркой, а это значит, что с раннего утра на работе, а ещё и по хозяйству управиться надо, за ребятами присмотреть… «Гараж» у мужа находился за оградой – прямо под открытым небом, и в зимнюю стужу мне тоже доставалось – просыпалась ночью, грела воду. А Петя в это время паяльной лампой своего железного коня разогревал, да горяченькой водички доливал, общими усилиями и заводили машину. Он уезжал, а мне уже и не до сна, так вот и жили. Ребятишки сильно скучали по папе, ведь редко виделись, работа у нашего хозяина не домашняя была.
Герой моего рассказа начинал свою трудовую деятельность на ЗИС-5, потом ГАЗ-51, а позже ГАЗ-53, последние годы, перед пенсией, работал на молоковозе. Все свои машины содержал в чистоте да исправности, поломки редко случались. А на дорогах всегда помогал нуждающимся, если у кого-то поломка или ещё какая оказия - никогда мимо не проезжал. И, конечно, пассажиров подвозил, но ни разу деньги не брал. В общем, всякое в жизни повидал, многое пережил. Не обошло стороной и горе - так уж получилось, что младший сын Фёдор ушёл из жизни совсем молодым, даже не успел обзавестись семьёй. Но на радость бабушке и дедушке старший Виктор подарил внучку и внука, глядя на которых боль потери немного отпускает.
Петр Феопентович никогда не сидел сложа руки, и сейчас, находясь на заслуженном отдыхе, находит себе работу. Вот и когда мы приехали, он сварочным делом занимался, брату помогал. Про него можно сказать – на все руки мастер, ведь и плотник он отменный. Когда-то отстроил семейное гнёздышко из купленного старенького домика, потом и пристрой сделал, да и все стайки да сарайки сам соорудил.
Вот такой он – водитель с 46-летним стажем, который на прощание пожелал молодым шоферам: «Не задирать нос и считать себя человеком, не забывать о водительском братстве. Помните - прежде чем стать настоящим водителем, надо не менее пяти лет проработать, опыта поднабраться».